Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Применимые нормативные акты:

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ;

Приказ Минюста РФ от 20.02.2008 года № 34 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества»;

Приказ Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»;

Приказ Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»;

  1. ПИСЬМО Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 4 марта 2008 г. N ВК/0877 «О ПОДГОТОВКЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ».

 

Среди оснований для осуществления кадастрового учета Закон называет в том числе «изменение сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя)».

Пункт 21 части 2 статьи 7 предусматривает обязательное внесение в кадастр следующих сведений об адресе правообладателя: «почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (далее - почтовый адрес и (или) адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости)».

Как указано в пункте 10 статьи 47, «в случае, если в соответствии с правилами настоящего Федерального закона не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя объекта недвижимости, в государственный кадастр недвижимости в качестве адреса, указанного в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, включается указанный в заявлении о кадастровом учете адрес такого правообладателя» (часть десятая введена Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ).

 Учет изменения объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются без уплаты государственной пошлины (статья 19 Закона о ГКН).

 С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лицаОднако с заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться только собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования,  лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве (пункт 5 статьи 20).

 Подпункт 4в пункта 8 «Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» предусматривает внесение следующих сведений о правообладателях:

- в отношении физического лица - фамилии, имени и отчества (отчество указывается при наличии), наименования и реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

- в отношении российского юридического лица - полного наименования, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера, даты государственной регистрации, адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

- в отношении иностранного юридического лица - полного наименования, страны регистрации (инкорпорации), регистрационного номера, даты регистрации, адреса (места нахождения) в стране регистрации (инкорпорации);

- в отношении Российской Федерации - слов "Российская Федерация";

- в отношении субъекта Российской Федерации - полного наименования субъекта Российской Федерации;

- в отношении муниципального образования - полного наименования муниципального образования (согласно уставу муниципального образования);

- в отношении иностранного государства - полного наименования иностранного государства.

Важность наличия точных сведений об адресе правообладателя в государственном кадастре определена тем, что именно по этим данным извещается правообладатель в случае внесения каких-либо изменений в кадастр. Особенно важна эта возможность известить правообладателя в связи с тем, что указанные изменения могут затрагивать могут происходить не инициативе самого этого правообладателя, и, следовательно, не будучи извещенным, этот правообладатель может так ничего и не узнать, а последствия изменений могут быть самыми серьезными.

В первую очередь это касается положений Закона о государственном кадастре недвижимости об уточнении границ земельного участка. По мнению ряда ученых, установление границ земельного участка на местности - это обязательное условие для того, чтобы он стал полноценным объектом недвижимости и был включен в оборот.

Думается, что необходимость в уточнении границ земельного участка может возникнуть в случае, когда земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет до вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости, а также когда площади участка, указанные в государственном кадастре недвижимости и правоустанавливающем документе, не совпадают или в сведениях государственного кадастра недвижимости указана ориентировочная площадь участка. Кроме того, орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Письмо Роснедвижимости от 27 марта 2009 г. N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков").

 Необходимо отметить, что местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных участков, если в результате выполнения кадастровых работ подготавливаются документы, необходимые для учета в государственном кадастре недвижимости изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ (ч. 1 ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости). Настоящее требование направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

В соответствии с «Порядком ведения государственного кадастра недвижимости» орган кадастрового учета вправе по собственному усмотрению выбрать способ уведомления заявителя.

Суть данной процедуры в том, что, если при проведении кадастровых работ уточняется характерная точка, определяющая местоположение границы земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, то местоположение такой точки должно быть согласовано с правообладателями всех земельных участков, для которых данная точка также является характерной и, соответственно, определяющей местоположение границ данных земельных участков. (Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Следовательно, определение местоположения границы земельного участка неразрывно связано с определением координат характерных точек его границы).

Однако при этом Закон о Государственном кадастре недвижимости предоставляет заказчику право выбирать, будет ли произведено согласование местоположения границ с установлением границ земельных участков на местности либо без него. Но при этом у заинтересованного лица есть право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. При наличии указанного заявления от заинтересованного лица такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

Кадастровому инженеру предоставлено право выбирать самостоятельно форму согласования местоположения границ посредством:

- проведения собрания заинтересованных лиц (Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412);

- согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

При этом, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или согласовываются границы участка, расположенного в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, граничащего с участком, относящимся к имуществу общего пользования, или участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, который находится в собственности более чем пяти лиц, извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования официальной информации соответствующего муниципального образования (ч. 8 ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости). Трудно себе представить, что все заинтересованные лица читают местные СМИ.

Более того, согласно предл. 2 ч. 3 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в кадастровые сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка. Таким образом, официально учтенные в государственном кадастре недвижимости границы смежного земельного участка изменяются, чем непосредственно затрагиваются интересы его правообладателя. Тем не менее Закон о государственном кадастре недвижимости не предусматривает процедуры уведомления об учете изменений границ правообладателя смежного участка.

 Если уточнение границ происходит без установления границ земельных участков на местности, то в соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если такие документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

 В отличие от пункта 7 ст. 19 Закона "О государственном земельном кадастре" Закон о государственном кадастре недвижимости детализирует и сокращает сроки осуществления кадастрового учета. Так, по статье 17 в течение не более чем пяти рабочих дней со дня получения заявления кадастровый орган осуществляет учет адреса правообладателя.

Согласно пункту 57, При внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные". Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.)

Образец заявления об учёте изменений объекта недвижимости в формате .xls можно скачать на сайте Росреестра.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ СВЕДЕНИЙ ОБ АДРЕСЕ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

 

п/п

Название документа

Основание

1.

Заявление о государственном кадастровом учете изменений, составленное по форме приложения № 2 к приказу Минюста России от 20.02.2008 № 34.

Часть 2 статьи 16 Закона.

2.

Копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок:

2.1. документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

2.2. государственный акт, оформленный в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493;

2.3. свидетельство о праве на землю, оформленное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 или Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767;

2.4. свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок;

2.5. свидетельство о праве на наследство, включающее земельный участок;

2.6. выписка из похозяйственной книги, оформленная в соответствии с приказом Росрегистрации от 29.08.2006 № 146;

2.7. вступившее в законную силу решение суда о праве на земельный участок;

2.8. иной оформленный в соответствии с законодательством документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий земельный участок.

Пункт 6 части 1 статьи 22 Закона.

3.

Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя.

Пункт 5 части 1 статьи 22 Закона.

Справочно.

Верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством. Представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет документ в подлиннике. Этот документ после копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю.

С данным заявлением вправе обратиться собственник земельного участка либо лицо, обладающее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, или представители указанных лиц (часть 5 статьи 20 Закона).

Представляется в территориальный отдел Управления Роснедвижимости, администрирующий кадастровый район, в котором располагается земельный участок, либо в центральный аппарат Управления – в отношении участка, расположенного более чем в одном кадастровом районе.

Здесь и далее «Закон» – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Представляется при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой участок.

Если с заявлением обращается представитель заявителя.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.