Установление цены для розничного рынка электроэнергии осуществляется в порядке, предусмотренном разделом 5 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004.

Общие положения этих основ предполагают, что при ценообразовании должны раздельно учитывать такие параметры деятельности как приобретение, транспортировка и прочие. В самом общем виде схема установления тарифа такова: Федеральная служба по тарифам устанавливает минимальные и/или максимальные тарифы, а региональные власти в пределах этих тарифов устанавливают местные ставки.

Соответственно, вопрос обоснованности установления той или иной цены состоит из двух разных частей: обоснованность установления на федеральном уровне и обоснованность установления тарифа на региональном уровне.

Здесь нужно сделать небольшое отступление для того, чтобы пояснить порядок оспаривания действий и решений государственных органов, затрагивающих интересы юридических или физических лиц.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривают возможность оспаривания действий и решений государственного или муниципального органа, если они противоречат закону и при этом нарушают права заявителя. Оспаривание осуществляется по особым правилам «производства, по делам, вытекающим из публичных правоотношений», которые характеризуются изменением бремени доказывания. В этом процессе не истец должен доказать необоснованность обжалуемых действий, а государственный или муниципальный орган должен подтвердить их обоснованность. Помимо этого для защиты прав установлены сокращённые сроки.

Закон разделяет оспаривание нормативных и ненормативных (индивидуальных актов). Судебная практика исходит из того, что решения Федеральной службы по тарифам и региональных органов по тарифному регулированию являются нормативными актами и их оспаривание должно осуществлять в порядке оспаривания именно нормативных актов1.

Однако возникает вопрос о том, кто вправе оспорить установление конкретной цены в регионе или на федеральном уровне. Первая группа заинтересованных лиц — это энергоснабжающие организации, которые в результате установления низких тарифов оказываются недовольными. По этому поводу по конкретному делу Высший Арбитражный Суд РФ фактически признал, что энергоснабжающие организации не вправе оспаривать тарифы со ссылкой на их экономическую необоснованность, а вправе лишь в порядке, предусмотренном п. 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ на будущий период получать компенсацию своих убытков2. При рассмотрении другого дела об оспаривании решения регионального органа тарифного регулирования возможность удовлетворения требований о признании недействительным решения об установлении тарифа была поставлена судом в зависимость от того, представила ли энергоснабжающая организация все документы, предусмотренные Основами ценообразования3.



Следующая группа заинтересованных лиц в этой сфере — это непосредственные потребители электроэнергии. Поскольку нормативным актом на уровне Российской Федерации не устанавливается цена применительно к конкретному потребителю, права потребителей самим этим решением не нарушаются. Поэтому строго говоря, оснований для оспаривания решения об установлении минимальных и максимальных тарифов на федеральном уровне нет, как нет и судебных прецедентов такого рода.

На региональном уровне оспаривание размера установленных тарифов осуществляется, как правило прокуратурой, которая наделена такими полномочиями действующим законодательством. Впрочем, судебная практика показывает, что результативность такого оспаривания нулевая, ни одно из принятых решения об установлении тарифов никогда и нигде на территории России не было признано недействительным, по крайней мере, это можно утверждать на основе опубликованной судебной практики.



Следующая проблема применительно к ценообразованию — это категория потребителей. В отличие от общих тарифов, это сфера вызывает значительно больше споров, поскольку здесь уже идёт речь об установлении фактических обстоятельств дела: в зависимости от того, к какой категории отнесён тот или иной потребитель, он вправе пользоваться электроэнергией по тем или иным тарифам.

Здесь необходимо в первую очередь учесть, что в соответствии с п. 59 Основ ценообразования группы потребителей — определяются Федеральной службой по тарифам. Такие группы потребителей установлены в пункте 26 Приказа ФСТ № 20-э/2 от 06.08.2004, и именно этими группами должны руководствоваться региональные органы при установлении тарифов.

Вокруг отнесения к той или иной группе потребителей возникает два вида споров. Во-первых, потребители часто оспаривают отнесение себя к той или иной группе, например, эксплуатирующие организации в жилых домах считают, что они имеют право на применение тарифа для населения с установленными электрическими плитами. Во-вторых, потребители могут быть несогласны с избранным вариантом подключения. По этому поводу между компанией Мосэнерго и одним из её потребителей возник спор, дошедший по инстанциям до Высшего Арбитражного Суда РФ. Суть дела сводилась к тому, что потребитель заключил договор энергоснабжения по определённой группе и указал величину поставляемой энергии как СН (среднее). Впоследствии он посчитал, что применение тариф СН является необоснованным, поскольку он должен относиться к тарифу ВН. Рассматривая дело, Высший Арбитражный Суд обратил внимание на то, что существует два момента в этом вопросе. Отнесение потребителя к той или иной группе согласно нормативным актам в электроэнергетике является общеобязательным и тарифы применяются к этим группам в обязательном порядке независимо от воли участвующих в сделке сторон. Но если речь идёт о таких параметрах, которые зависят не от объективных факторов (например, вид деятельности потребителя), а от выбора сторон (в том числе объём потребляемой энергии), то в этом случае договор имеет приоритет над тарифным регулированием. По конкретному делу, поскольку потребитель сам согласовал с энергоснабжающей организацией тариф СН, несмотря на то, что впоследствии он потреблял энергию фактически подпадающую под тариф ВН, он не имел права на применение пониженного тарифа иначе как в порядке изменения договора энергоснабжения4.

1Такой вывод отражён, правда, не очень чётко, в судебных постановлениях по делу № А17-6312/2009, прошедшему кассационную инстанцию Волго-Вятского округа и Высший Арбитражный Суд.

2См. вышеуказанное дело.

3Постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03-7119/2010 от 20.10.2010.

4Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2007 № 16260/06.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.