1. Варианты работы для кредиторов и должников

 

 

 

При рассмотрении дела о банкротстве гражданина возможны следующие три процедуры:

 

- реструктуризация долгов гражданина;

 

- реализация имущества гражданина;

 

- мировое соглашение.

 

В первом и последнем случае гражданин банкротом не признается (если условия плана реструктуризации или мирового соглашения выполняются).

 

 

 

Согласно п. 5 ст. 213.6 ФЗ о банкротстве вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и о введении процедуры реструктуризации долгов рассматривается судом в срок от 15 дней до 3 месяцев с даты принятия такого заявления.

 

Реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура для восстановления платежеспособности гражданина и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

 

Говоря простым языком, при реструктуризации долгов гражданин выплачивает свою задолженность в сроки и в порядке, указанные в плане реструктуризации.

 

Чтобы суд мог ввести процедуру реструктуризации долгов, гражданин должен соответствовать определенным признакам:

 

  • иметь источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;

  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

  • не быть признанным банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

  • план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана (п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве).

 

План реструктуризации долгов гражданина сначала рассматривается на собрании кредиторов. Он должен быть одобрен таким собранием. Решение об одобрении принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов (ст. 213.16 Закона).

 

Затем план реструктуризации подлежит утверждению арбитражным судом - после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

 

Суд может утвердить план и без одобрения собрания кредиторов. Но только в том случае, если реализация такого плана позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

 

Также суд вправе вынести определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

 

 

 

Содержание плана реструктуризации

 

План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.14 Закона). При этом требования кредиторов, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности не включаются в план реструктуризации долгов гражданина.

 

К плану реструктуризации прилагаются следующие документы:

 

  • перечень имущества и имущественных прав гражданина;

  • сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов;

  • сведения о кредиторской задолженности, в том числе задолженности по текущим обязательствам;

  • кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй;

  • заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным статьей 213.13 настоящего Федерального закона;

  • заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

  • В плане реструктуризации также указываются сведения о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство; об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости; о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.

 

План должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.

 

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может даже содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица.

 

Каковы правовые последствия утверждения плана реструктуризации долгов?

 

  1. включенные в план требования кредиторов могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным планом;

  2. не включенные в план требования кредиторов могут быть предъявлены к гражданину в порядке, установленном Законом о банкротстве;

  3. кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных ими в связи с утверждением плана;

  4. не допускается прекращение денежных обязательств гражданина путем зачета встречного однородного требования, если это не предусмотрено планом;

  5. ранее принятые судом, арбитражным судом меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина отменяются;

  6. аресты на имущество гражданина и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим гражданину имуществом могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина;

  7. неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в указанный план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются, кроме текущих платежей;

  8. гражданин обязан уведомить в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения в течение пятнадцати дней с даты наступления такого изменения в порядке, установленном планом реструктуризации долгов гражданина. Критерии существенного изменения имущественного положения гражданина устанавливаются в плане реструктуризации его долгов.

  9. В течение срока исполнения плана и еще пяти лет после завершения исполнения гражданин, в отношении задолженности которого утвержден указанный план, не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана при обращении за получением кредита, а равно и при приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа.

  10. Конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе предъявить свои требования в течение срока, на который утвержден указанный план, в порядке, установленном Законом о банкротстве.

 

 

 

Изменения в утвержденный план внести можно, но они также подлежат одобрению кредиторами и утверждению судом.

 

Продлить срок реализации плана также возможно, но не свыше максимального срока его реализации, который составляет три года по общему правилу и два года в том случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

 

За месяц до окончания срока реализации плана финансовый управляющий готовит отчет о результатах исполнения, прилагает к нему копии документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, и направляет отчет кредиторам, а также в суд (ст. 213.22 Закона).

 

Если отчет не представлен либо требования кредиторов не удовлетворены, то не позднее чем за 2 недели до истечения срока исполнения плана реструктуризации финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывает собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом.

 

По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих определений:

 

- о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

 

- об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом в случае, если имеются основания для отмены указанного плана (п. 5 ст. 213.22 Закона о банкротстве).

 

Нарушение плана (неисполнение требований кредиторов), наличие в плане недостоверных сведений или неуведомление кредиторов о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство; об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости; о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина, влечет отмену плана реструктуризации долгов и гражданин признается банкротом и в его отношении вводится процедура реализации имущества..

 

Напомним, что аналогичные последствия ожидают должника не только в случае отмены плана реструктуризации, но и в следующих случаях:

 

  • план не представлен;

  • план не одобрен собранием кредиторов (за исключением того случая, когда суд может утвердить его и без такого одобрения);

  • производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено (когда определение о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества отменено или в связи с нарушением условий мирового соглашения);

  • в иных случаях, установленных Федеральным законом о банкротстве.

 

 

 

Процедура реализации имущества гражданина вводится на срок не более полугода. Однако этот срок может продлеваться судом в отношении гражданина по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве.

 

Процедура реализации предполагает, что имущество гражданина подлежит реализации на торгах. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает 100 000 рублей, недвижимое имущество - вне зависимости от его стоимости - подлежат реализации на открытых торгах.

 

Проводится опись и оценка имущества, после чего в течение месяца финансовый управляющий предоставляет в суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Суд утверждает это положение.

 

Если финансовый управляющий не сможет реализовать в установленном порядке принадлежащие гражданину имущество и (или) права требования к третьим лицам и кредиторы откажутся от принятия указанных имущества и (или) прав требования в счет погашения своих требований, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом и (или) правами требования. При этом имущество, составляющее конкурсную массу и не реализованное финансовым управляющим, передается гражданину по акту приема-передачи (п. 5 ст. 213.26).

 

О проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов.

 

Действия финансового управляющего можно оспорить в арбитражном суде.

 

Порядок удовлетворения требований кредиторов гражданина:

 

  • Вне очереди за счет конкурсной массы - требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

  • В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с уплатой алиментов, судебными расходами по делу о банкротстве гражданина, выплатой вознаграждения финансовому управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, привлеченным финансовым управляющим для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина;

  • Во вторую очередь удовлетворяются требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовым договорам;

  • В третью очередь удовлетворяются требования о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе об уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

  • В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам (ст. 213.27 Закона о банкротстве).

 

 

 

Мировое соглашение

 

 

 

В силу пункта 1 ст. 158 Закона о банкротстве мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

 

Что дает утверждение мирового соглашения:

 

1) прекращается производство по делу о банкротстве;

 

2) прекращается исполнение плана реструктуризации долгов гражданина, а также действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.

 

3) прекращаются полномочия финансового управляющего;

 

4) гражданин приступает к погашению задолженности перед кредиторами. Мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

 

В суд подается заявление об утверждении мирового соглашения и приложением следующих документов:

 

  • текст мирового соглашения;

  • протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения;

  • список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности;

  • реестр требований кредиторов;

  • документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

  • возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения, при наличии этих возражений.

 

Следует помнить, что если гражданин нарушил условия соглашения, он признается банкротом и в отношении него вводится реализация имущества (п. 7 ст. 213.31 Закона № 127-ФЗ).



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.