В настоящей статье мы рассмотрим основные вопросы, связанные с порядком правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания в РФ. Товарный знак или знак обслуживания - это слово означает то же, что распространённое в настоящее время слово "бренд".

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Как и во многих странах мира в России правовая охрана товарным знакам и знакам обслуживания предоставляется на основании факта регистрации, а не использования.

Согласно ст. 1482 Гражданского кодекса РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Основания для отказа в государственной регистрации торгового знака (знака обслуживания)

Основания для отказа в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака изложены в ст. 1483 Гражданского кодекса РФ. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению оснований для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака, следует отметить, что российский законодатель не делит основания для отказа в регистрации товарного знака на абсолютные и относительные, как это предусмотрено, например, в отношении товарного знака Европейского союза (далее – СТМ). Поиск и экспертизу схожих и тождественных заявленному обозначению товарных знаков, проводит сам регистрирующий орган. Законом не предусмотрен период после публикации заявки, когда заинтересованные лица могут начать оппозицию против регистрации заявленного обозначения.

Перейдем непосредственно к рассмотрению оснований для отказа в регистрации товарного знака.

I) Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

  1. вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

  2. являющихся общепринятыми символами и терминами;

  3. характеризующих товарны, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

  4. представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Изложенные выше положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

Таким образом, компания LEGO имеет шансы зарегистрировать в качестве объемного товарного знака свой фирменный кубик в РФ, не смотря на то, что получила отказ в регистрации СТМ на том основании, что форма кубика обусловлена его техническими свойствами и назначением. В отличие от Гражданского кодекса РФ Council Regulation 40/94/EC of 20 December 1993 on the Community Trade Mark не предусматривает возможность приобретения различительной способности путем использования обозначений, которые состоят исключительно из формы, которая обусловлена их природой или необходима для достижения технических целей, или формы, которая определяет существенную ценность товаров. Такие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве CTM даже если они обрели различительную способность в результате их длительного использования.

II) В соответствии с международным договором РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

  1. государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

  2. сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

  3. официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

  4. обозначения, схожие до степени смешения с выше перечисленными обозначениями.

Выше перечисленные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа

III) Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

  1. являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

  2. противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

IV) Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемироного культурного или природного наследия, а также с изображением культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается не на имя лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

 V) Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

  1. товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявки на государственную регистрацию товарного знака не отозваны или не признаны отозванной;

  2. товарными знаками других лиц, охраняемыми в РФ, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

  3. товарными знаками других лиц, признанными в установленном законом порядке общеизвестными в РФ товарными знаками, в отношении однородных товаров.

 Выше изложенные основания в отказе не применимы, если есть согласие правообладателя товарного знака с более ранним приоритетом.

 VI) Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями места происхождения товаров, охраняемые в соответствии с российским законодательством.

 VII) Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

 VIII) Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

  1. названию известного в РФ на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фраменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

  2. имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в РФ на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

  3. промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

 Общеизвестные товарные знаки

Согласно ст. 1508 Гражданского кодекса РФ по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в РФ товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором РФ, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в РФ товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

 Таким образом, правовая охрана обозночениям, используемым в качестве товарного знака, может быть предоставлена обозначениям признанным общеизвестными. При этом для признания обозначения общеизвестным товарным знаком не обязательна его регистрация в РФ в качестве товарного знака или знака обслуживания.

 Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

 Положения об общеизвестном товарном знаке являются развитием положений ст. 6 bis Парижской конвенции. При этом Парижская конвенция не ставит предоставление правовой охраны общеизвестным товарным знакам в зависимость от наличия или отсутствия их регистрации. В большенстве стран мира не ведется отдельный реестр общеизвестных товарных знаков. Как быть, если правообладатель общеизвестного товарного знака, который не прошел предусмотренную российским законодательством, процедуру регистрации, считает, что права на его знак нарушаются на территории РФ? Необходимо отметить, что ведение реестра общеизвестных товарных знаков не исключает возможность признания товарного знака общеизвестным в судебном порядке.

 Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

 Для регламентации процедуры признания товарного знака общеизвестным, Российское агенство по патентам и товарным знакам приказом от 17 марта 2000 г. № 38 утвердило Правила признания товарного знака общеизвестным.

 Согласно п. 2.2 указанных Правил фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака, могут быть представлены, например, следующими содержащимися в соответствующих докумнтах сведениями:

  • об интенсивном использовании товарного знака, в частности на территории РФ;

  • о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;

  • о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например годовые финансовые отчеты);

  • о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержищимися в годовых финансовых отчетах;

  • о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанавливаемых Российским агенством по патентам и товарным знакам.

В случае необходимости у заявителя могут быть запрошены и иные сведения, подтверждающие общеизвестность в РФ товарного знака.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 812 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.