Печать

С 1 августа 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 187 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Данный закон направлен на борьбу с интернет-пиратством посредством блокирования интернет-сайтов с незаконным контентом.


В настоящей статье мы рассмотрим основные изменения, связанные с принятием данного закона, и действия, которые необходимо предпринять гражданам и организациям для защиты своих прав.


Объектом защиты стали исключительные права на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, которые распространяются в информационно-телекоммуникационных сетях без разрешения правообладателя или иного законного основания.


Гражданские дела, связанные с защитой данных объектов, были изъяты из-под юрисдикции арбитражных судов и отнесены к исключительной компетенции Московского городского суда в качестве суда первой инстанции.

Основной механизм борьбы с нарушениями исключительных прав на фильмы (в т.ч. кинофильмы, телефильмы), предусмотренный данным законом - это принятие предварительных обеспечительных мер защиты до предъявления иска. Данные меры, о которых  далее пойдет речь, вправе принимать Мосгорсуд по заявлению правообладателя.  

Какие действия необходимо предпринять правообладателю, в случае обнаружения нарушения своих исключительных прав?


Итак, теперь правообладатель, обнаруживший в информационно-телекоммуникационных сетях фильмы (в т.ч. кинофильмы, телефильмы) или информацию, необходимую для их получения, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе до предъявления иска подать заявление в Мосгорсуд для принятия предварительных обеспечительных мер защиты. Заявление может быть подано в письменной форме или посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписанной квалифицированной электронной подписью

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты исключительных прав заявитель должен представить в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты.  Данные документы также могут быть представлены в электронном виде.

В случае непредъявления указанных документов суд выносит определение об отказе в предварительном обеспечении защиты исключительных прав, в котором разъясняется право на повторную подачу заявления с предъявлением необходимых документов, а также право на подачу иска в общем порядке.


В случае принятия решения о предварительном обеспечении защиты исключительных прав на фильмы (в т.ч. кинофильмы, телефильмы) следующей ступенью в защите исключительных прав будет подача иска в Мосгорсуд в установленный в определении суда срок, который не должен превышать 15 дней с момента вынесения определения. В случае подачи иска данные предварительные обеспечительные меры защиты действуют как меры по обеспечению иска.


В случае непредъявления иска в срок предварительное обеспечение защиты исключительных прав отменяется тем же судом, о чем также выносится определение. В данном случае организация или гражданин, права и (или) законные интересы которых нарушены принятием мер по предварительному обеспечению защиты исключительных прав до предъявления иска вправе требовать по своему выбору от заявителя возмещения причиненных убытков. Требовать возмещения убытков они также вправе, если вступившим в законную силу судебным актом в иске заявителю отказано (ч.9 ст. 144.1 ГПК).


В чем заключаются предварительные обеспечительные меры защиты исключительных прав на фильмы (в т.ч. кинофильмы, телефильмы), распространяющиеся в информационно-телекоммуникационных сетях без разрешения правообладателя или иного законного основания?


На основании определения о предварительном обеспечении защиты исключительных прав суд выдает исполнительный лист взыскателю (правообладателю). С данным исполнительным листом правообладатель может обратиться напрямую к владельцу или провайдеру хостинга информационного ресурса или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор) с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к таким информационным ресурсам.


В соответствии с ч.2 ст. 15.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149 в случае поступления соответствующего заявления в Роскомнадзор на основании вступившего в силу судебного акта в течение трех рабочих дней должны быть приняты следующие меры:

1) Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая фильмы (в т.ч. кинофильмы, телефильмы), или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания;

2) направляет провайдеру хостинга  уведомление о нарушении исключительных прав на фильмы (в т.ч. кинофильмы, телефильмы), с указанием наименования произведения, его автора, правообладателя, доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация без разрешения правообладателя или иного законного основания с требованием принять меры по удалению такой информации;


Получив такое уведомление от Роскомнадзора, провайдер хостинга должен предпринять следующие меры:

- в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления он обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить незаконно размещенную информацию и (или) принять меры по ограничению доступа к ней. Владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию также в течение одного рабочего дня с момента получения информации от провайдера хостинга.


- в случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления от Роскомнадзора.


В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса указанных мер доменное имя сайта в сети «Интернет», его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать информацию, содержащую фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и размещенную без разрешения правообладателя или иного законного основания, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по системе взаимодействия операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к размещенной на нем информации.

В течение суток с момента получения сведений об информационном ресурсе оператор связи обязан ограничить доступ к такому информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к странице сайта.


В случае принятия судебного акта об отмене ограничения доступа к информационному ресурсу Роскомнадзор в течение трех рабочих дней уведомляет провайдера хостинга и операторов связи об отмене мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу.


Ответственность информационных посредников за нарушения интеллектуальных прав

С вступлением в силу данного закона ГК РФ дополнится в частности статьей 1253.1, где предусмотрены особенности ответственности информационного посредника. Под категорию информационного посредника могут попасть как провайдеры хостинга, так и владельцы сайтов, которые несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав, как сказано в ст. 1253.1, на общих основаниях при наличии вины.

В данной статье предусмотрены следующие особенности ответственности информационного посредника:

информационный посредник не несет ответственности за нарушение интеллектуальных прав, если он не являлся инициатором передачи материала и не определял его получателя, не изменял указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала, не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего материала является неправомерным.

Если материал размещался в информационно-телекоммуникационной сети третьим лицом или по его указанию, информационный посредник не будет нести ответственности, если он не знал и не должен был знать, что использование материала является неправомерным, и своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав в случае получения в письменной форме заявления правообладателя.

Но к информационному посреднику, который не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав, не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

Польза закона для правообладателей

С одной стороны, действительно существует проблема защиты авторских прав в интернете, и этот закон - это определенный шаг на пути её решения, с другой стороны, процедура, предусмотренная законом, во многом несовершенна, возможно, из-за столь быстрого принятия закона некоторые детали были упущены. Предусмотренные там предварительные меры защиты принимаются в неком превентивном порядке, что чревато многочисленными злоупотреблениями, так как блокировать будут сайты, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО содержащие незаконный контент, рассмотрение же дела по существу будет происходить уже после блокировки, т.е. не всегда принятие этих  мер будет действительно обоснованным, могут пострадать интересы добросовестных распространителей, которые смогут защитить свои интересы только постфактум путем предъявления требований о возмещении причиненных убытков.  В самом законе предусмотрена блокировка целых сайтов по IP- адресам, а не конкретных страниц, на которых размещена информация, что также повлечет нарушения прав добросовестных распространителей, чей легальный контент может быть также размещен на этом сайте. Закон предусматривает ответственность только для тех, кто распространяет такой незаконный контент, но не на пользователей, которые скачивают такие материалы. Насколько эта процедура реальна для правообладателей сказать сложно, так как ещё не началась практическая реализация. Исходя из формулировок закона, данная процедура, в принципе, осуществима: правообладатель обращается в суд, ему выдают исполнительный лист, с ним он идет в Роскомнадзор, который и блокирует ресурс, при этом для всех этих действий предусмотрены весьма короткие сроки, что также нельзя оценить однозначно  с позиции интересов владельцев сайтов, которым необходимо обжаловать такое решение суда о принятии предварительных мер.
В Налоговом кодексе не предусмотрена госпошлина за обращение в суд с заявлением о применение предварительных обеспечительных мер защиты, и таких изменений в НК не предусмотрено в связи с принятием данного закона. Но исходя из определения госпошлины, данном в том же НК, она уплачивается за обращение в гос. орган для совершения юридически значимых действий, что в данном случае имеет место.
Если Вы разместили собственный контент, а конкуренты обратились с заявлением о приостановлении, то Вам необходимо обжаловать определение суда о принятии таких мер, иначе необходимо будет удалить такой материал по требованию Роскомнадзора, чтобы не платить денежный штраф за невыполнение судебного решения, а потом уже взыскивать убытки.
Насчет того, распространяются ли ограничения на контент, размещенный на зарубежных сайтах, можно отметить тот факт, что уведомление от Роскомнадзора о нарушении исключительных прав направляется провайдеру, в том числе на английском языке, т.е. Роскомнадзор, видимо, будет обращаться на любые сайты, где содержится такой контент, и доступ к ним также будет ограничиваться.