Проблемы правовой квалификации инвестиционного процесса

Согласно статье 8 Закона об инвестиционной деятельности отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Тем не менее, в правовой литературе и в судебной практике встречаются административно-правовые трактовки природы инвестиционных договоров. Наиболее последовательно идею об административно-правовом характере инвестиционных соглашений отстаивает в своих работах В.П. Мозолин. Автор отрицает договорную природу инвестиционных соглашений, полагая, что правовой базой для выдачи соответствующих документов являются «бланкетные полномочия, заранее предоставляемые государствами своим правительственным органам, или же постановления индивидуального характера, принимаемые высшими органами государств по конкретным иностранным инвестициям»1. Разделяет и поддерживает административно-правовую трактовку природы инвестиционных соглашений М.И. Кулагин, но, в отличие от В.П. Мозолина, первый различает понятия формы и содержания договора и не отрицает договорный характер инвестиционных соглашений2. В судебной практике Высшего Арбитражного Суда, а также Арбитражного Суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, инвестиционный договор рассматривается как вид гражданско-правового договора3. Иной точки зрения придерживается Уставный Суд Санкт-Петербурга: в действующем законодательстве под договорами об осуществлении инвестиционной деятельности могут пониматься различные типы договоров – как гражданско-правовые, так и публично-правовые4. В связи с этим еще раз обратимся к вопросу о правовой природе инвестиционных договоров.

Гражданско-правовая квалификация инвестиционной деятельности

Согласно статьям 124, 125 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования являются субъектами гражданского права, а их гражданская правосубъектность вполне реализуема посредством существующих гражданско-правовых договоров. Но это возможно лишь в отношении тех объектов договорных отношений, которые универсально оборотоспособны, или тех видов предпринимательской деятельности, которые не находятся в исключительном ведении публичного субъекта. Гражданский кодекс предусматривает несколько видов договоров: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд (статья 526 Гражданского кодекса), государственный контракт на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд (статья 535 Гражданского кодекса), государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (статья 763 Гражданского кодекса). Но что касается объектов, полностью или частично ограниченных в обороте, то их договорный статус в законодательстве четко не прописан. Так, пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ говорит лишь, что объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов, которые могут принадлежать только определенным участникам либо нахождение которых допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом. Следовательно, отношения по передаче прав на объекты, частично или полностью ограниченные в обороте, могут регулироваться иными, не гражданско-правовыми нормами. Такой вывод подтверждается и пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса: земля и природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Помимо природных ресурсов, другие группы необоротоспособных или ограниченно оборотоспособных объектов сосредоточены в 1) сферах экономической и социальной инфраструктуры (железные дороги, автомагистрали, мосты, тоннели, гидротехнические системы, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, электро-, тепло-, водо-, газоснабжение и т.д.); 2) изъятых или ограниченных в обороте объектов - монопольные и иные не подлежащие приватизации виды деятельности. В зарубежных государствах, принадлежащих к континентальной правовой семье, основная масса таких объектов составляет так называемые публично-правовые имущества государства5. Они неотчуждаемы, неотъемлемы, не могут быть арестованы по суду. Договоры по использованию таких имуществ являются не гражданскими, а публичными (как, например, в Германии) или административными (как во Франции). В Российской Федерации административный (публичный) договор государства (муниципального образования) с частным лицом о предоставлении последнему прав пользования публичным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства представлен в виде концессионного соглашения. Таким образом, государственное и муниципальное имущество, не ограниченное в обороте, неограниченно участвует в обороте в соответствии с нормами гражданского права, а частично или полностью ограниченное – на основании административного договора. При этом административный договор рассматривается как своего рода конвергенция публичного и частного права6. Это не противоречит и действующему законодательству. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»7 последнее представляет собой договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения. Согласно статье 13 Федерального закона о концессионных соглашениях, последнее заключается в соответствии с типовым концессионным соглашением. Следовательно, концессионный договор содержит как гражданско-договорные условия, так и типовые условия, т.е. требования негражданского, публично-правового характера.

В связи с этим, административно-правовое регулирование договорных инвестиционных отношений будет преимущественно иметь место в случае заключения концессионных соглашений. Весь смысл административного договора в том, что концедент, реализуя изменяющиеся общественно необходимые или полезные цели, вправе в одностороннем порядке без участия суда изменять типовые (но не гражданско-правовые) условия концессионного договора. Помимо этого, публично-правовой аспект концессионных соглашений будет выражаться в том, что публичный субъект – концедент – выступает в концессионном соглашении прежде всего как орган публичной власти, преследующий в первую очередь общественно необходимые или полезные цели, публичный интерес, общественное благо. Другая часть условий концессионного соглашения имеет чисто договорную природу и может быть изменена только в гражданско-правовом порядке, т.е. с обоюдного согласия сторон или по судебному решению.

В случаях, когда объектом договорных отношений является оборотоспособное имущество, основным, а может, и единственным проявлением административно-правового регулирования договорных инвестиционных отношений будет являться право публичного субъекта контролировать исполнение инвестиционных обязательств.

В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона об инвестиционной деятельности, контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Контроль за ходом реализации инвестиционных процессов

Контроль и мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда РФ, осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с привлечением Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами для подготовки отчетов о ходе реализации инвестиционных проектов (пункт 60 Положения об Инвестиционном фонде РФ).

Согласно пункту 6-1 Положения о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции такой контроль в сфере капитального строительства и реконструкции осуществляет Комитет по строительству. За месяц до окончания срока строительства (реконструкции) объекта недвижимости, Комитет готовит аналитическую справку о состоянии объекта недвижимости, предоставленного для строительства и реконструкции, и направляет ее в Управление инвестиций. Комитет по строительству в случае, если невыполнение инвестором условия об окончании срока строительства (реконструкции) объекта недвижимости не связано с его виновным ненадлежащим исполнением обязательств, принимает решение о продлении сроков строительства (реконструкции) объекта недвижимости. Если невыполнение условия об окончании срока строительства (реконструкции) объекта недвижимости связано с виновным ненадлежащим исполнением обязательств со стороны инвестора, Комитет по строительству вправе принять следующие решения: 1) о подготовке проекта правового акта о признании утратившим силу правового акта исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, если объем выполненных строительных работ по объекту недвижимости согласно аналитической справке составляет менее 10 процентов или 2) о подготовке проекта решения о продлении сроков строительства (реконструкции) объекта недвижимости, если объем выполненных строительных работ по объекту недвижимости согласно аналитической справке составляет более 10 процентов.

Также, административно-правовое регулирование отношений, связанных с исполнением обязательств, будет выражаться в регистрационной системе. Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи и сделок с ними. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»8 ввел единую систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Единый государственный реестр прав ведется учреждениями юстиции и по своему содержанию является публичным актом. В Санкт-Петербурге действует Закон от 18.10.2004 № 482-69 «Об учетной регистрации инвестиционных договоров и договоров долевого участия в строительстве и реконструкции объектов недвижимости в Санкт-Петербурге»9. Реестр инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга – это совокупность сведений, за исключением информации, составляющей государственную и коммерческую тайну, об инвестиционной деятельности: инвестиционных договорах, договорах долевого участия в строительстве (реконструкции) объектов недвижимости в Санкт-Петербурге, а также о договорах (соглашениях), изменяющих либо дополняющих указанные договоры (в том числе об уступке права требования и (или) переводе долга).

Таким образом, в договорных инвестиционных отношениях, которые, как правило, имеют гражданско-правовой характер, объем административно-правового регулирования меньше, чем в преддоговорных инвестиционных отношениях, и фактически сводится к регистрационной системе и праву контроля публичного субъекта за исполнением договорных обязательств. Исключение составляют случаи, когда объектом договорных отношений становится имущество, изъятое или ограниченное в обороте. В этом случае сам договор приобретает публично-правовой характеристики.


 

1 Мозолин В. П. Право США и экспансия американских корпораций. – М., 1974. – С. 98.

2 Кулагин М. И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами. – М. 1975. – С. 40-53.

3 Постановление Президиума ВАС от 2.11.2004 № 8887/04 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, N 2, февраль 2005 года; Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2007 N А56-39375/2006.

4 Постановление Уставного Суда Санкт-Петербурга от 6.04.2004 № 089-П По делу о толковании отдельных положений статьи 42 Устава Санкт-Петербурга в части определения полномочий Губернатора Санкт-Петербурга на подписание договоров от имени Санкт-Петербурга.

5 Сосна С. А. Концессионное соглашение – новый вид договора в российском праве // Журнал российского права. – 2003. - №2.

6 Налетов К. И. Еще раз о правовой природе концессионного соглашения в сфере недропользования. // Законодательство и экономика, № 10, 2005.

7 Российская газета, N 161, 26.07.2005.

8 Российская газета N 145, 30.07.97.

9 Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 23, 22.10.04.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.