Печать

В Законе о рекламе содержится длинный перечень различных требований к рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24 Закона). В настоящей статье мы остановимся на рассмотрении следующих требований:

1. Согласно п. 7-8 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу и/или гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Рассмотрим пример рекламы, которая была квалифицирована федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС) как создающая впечатление ненужности обращения к врачу и гарантирующая положительное действие объекта рекламирования. i

Объектом рассмотрения административного дела была реклама аппарата, из которой следовало, что при первичных симптомах нарушения мочеполовых функций и заболевании простаты, болезненных состояниях, облегчение и улучшение состояния, исчезновение симптомов и выздоровление наступит благодаря самостоятельному применению рекламируемого аппарата.

Кроме того, в рекламе содержалось утверждение, что, пользуясь рекламируемым аппаратом и уделяя своему здоровью всего лишь 30 минут в день, можно добиться стойкого результата уже после нескольких сеансов применения аппарата: исчезнут боли, симптомы хронического воспаления. Таким образом, по мнению Федерального арбитражного суда, из рекламы следует, что применение рекламируемого аппарата окажет положительное влияние на заболевание, и выздоровление наступит при самостоятельном применении аппарата дома или на даче без обращения к специалистам, тем самым реклама создает впечатление ненужности обращения к врачу и гарантирует положительное действие аппарата и его эффективность при лечении заболеваний.

В рекламе лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения очень сложно исключить возможность возникновения у потребителей впечатления, что объект рекламирования гарантирует положительное действие, его безопасность и эффективность. В рассматриваемом случае, как можно было бы сформулировать свойства аппарата и его влияние на течение заболевания, избежав создания впечатления у потребителей ненужности обращения к врачу и не гарантируя положительное действие объекта рекламирования?

Положительное действие у объекта рекламирования всегда есть, что должно подтверждаться клиническими испытаниями. Такое положительное действие, как правило, и перечисляется в рекламе, т.к. непосредственно законом предписано, что сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования (ч. 6 ст. 24 Закона о рекламе). Цель рекламы состоит в том, чтобы донести до потребителей информацию об этих положительных действиях препарата (иных медицинских товаров). В рассматриваемом нами рекламном ролике говорится о способе применения («уделяя своему здоровью всего лишь 30 минут в день»), а также о том, что «можно добиться стойкого результата», т.е. положительный стойкий результат возможен, но не гарантируется.

Что касается ненужности обращения к врачу, то это требование также весьма неоднозначно. Перечисляя свойства препарата и его действие на течение болезни, не упоминая о необходимости вмешательства в этот процесс врача, то можно сказать, что любая реклама медицинских товаров создает впечатление ненужности обращения к врачу, тем более, что рекламируемые препараты продаются без рецепта врача (реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе)). Спорным является указанное ограничение и в свете того, что закон предписывает в обязательном порядке сопровождать рекламу лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста. Таким образом, можно утверждать, что любое впечатление от рекламного ролика о ненужности обращения к врачу должно нейтрализоваться предупреждением в рекламе о необходимости проконсультироваться перед употреблением (применением) со специалистом.

2. Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о рекламе сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Указанное требование уже упоминалось нами выше при анализе рекламы медицинского аппарата. Рассмотрим теперь случай, когда Федеральным арбитражным судом было установлено, что реклама нарушает требование ч. 6 ст. 24 Закона о рекламе.

В мае - июне 2008 г. в газете "Комсомольская правда" в городах Челябинск, Казань, Ростов на Дону, Санкт-Петербург, Краснодар и Самара, а также в журнале "Отдохни" № 20 от 13 мая 2008 г., № 21 от 21 мая 2008 г., № 23 от 3 июня 2008 г., № 25 от 17 июня 2008 г., №26 от 24 июня 2008 г. распространялась реклама препарата "Сперсаллерг", в которой содержалось следующее:

"У Вас устали глаза, реакция на косметические средства, табачный дым, шерсть животных, Вы долго сидите за компьютером? Все эти симптомы необходимо лечить!".

В рекламе также сообщается, что препарат "Сперсаллерг" обладает тройным действием: противоаллергическим, сосудосуживающим, увлажняющим.

Препарат "Сперсаллерг" согласно регистрационному удостоверению № П N015847/01 от 20.09.2007 является лекарственным средством.

Согласно инструкции по медицинскому применению лекарственного средства "Сперсаллерг" показаниями к применению данного средства являются аллергические заболевания конъюнктивы (применяется для уменьшения выраженности симптомов конъюнктивита, устранения гиперемии и отека конъюнктивы глаза, зуда у взрослых и детей старше 2-х лет).


В инструкции по медицинскому применению лекарственного средства "Сперсаллерг" отсутствуют такие показания к применению, как усталость глаз, долгое нахождение за компьютером и увлажнение глаз. Следовательно, данная реклама нарушает требования части 6 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".ii

В отличие от требований, закрепленных в п. 7-8 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, рассмотренные нами выше, предписание ч. 6 ст. 24 Закона о рекламе, является более четким и однозначным.

3. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В ФАС России поступило обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации с указанием на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе препарата "НовоАрт".

Рекламная кампания препарата "НовоАрт" осуществлялась в феврале-октябре 2008 года в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

В ряде рекламных роликов сообщается о препарате "НовоАрт", как о комбинированном, многоцелевом, лечебно-профилактическом препарате, который является биоорганическим гелем, полностью усваивается организмом, может применяться наружно и внутренне и не является БАДом. При этом в рекламе указывается, что "…Препарат "НовоАрт" - один из немногих препаратов, которые, прежде всего, устраняют причину заболевания, то есть разрушение суставов…".

Из рекламы геля "НовоАрт" следует, что при появлении симптомов заболевания суставов улучшение состояния наступит благодаря применению геля "НовоАрт", поскольку гель оказывает комплексное воздействие на суставы: устраняет воспаление и боль в суставах, смазывает и питает суставы, уменьшает солевые отложения, препятствуя разрушению хряща, стимулирует образование новой хрящевой ткани и суставной смазки. Одновременно, при приеме внутрь препарат "НовоАрт" обладает обезболивающим действием, устраняя боль в суставах, а компоненты, входящие в состав препарата, очистят сосуды и обеспечат циркуляцию крови в суставе.

В рекламе геля "НовоАрт" указывается перечень определенных заболеваний, таких как: артроз, атеросклероз, остеохондроз, при которых помогает гель "НовоАрт", а также содержатся сведения, характерные для рекламы лекарственных средств: о проведении клинических исследований, о многолетней практике использования препарата, о наградах: медали имени Мечникова и европейской награде Поля Эрлиха.

Таким образом, в рекламных роликах геля "НовоАрт" приводится информация, создающая впечатление о том, что гель обладает лечебными свойствами при заболеваниях костей, суставов, а также сосудов.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением № 77.01.12.915П.056421.12.05 от 26.12.2005 гель "НовоАрт" является пищевым гелеобразным продуктом из морских бурых водорослей, то есть не является лекарственным средством. Изготовитель - общество с ограниченной ответственностью НПО "Биомедицинские технологии".

i Решение и предписания по делу № РЦ.08.08.24 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Потенциал", Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытого акционерного общества "Видео Интернешнл - Радио", общества с ограниченной ответственностью "Профитмедиа".

 

ii Решение по делу № РЦ.08.09.16 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новартис Фарма".