Уточнение ситуации

 Гражданин России зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Как индивидуальный предприниматель, он сдает в аренду жилую недвижимость и платит налог, используя упрощенную систему налогообложения (6% с доходов). Помимо предпринимательской деятельности он работает и получает заработную плату, а также является получателем дивидендов от участия в обществе с ограниченной ответственностью, которые после уплаты налогов переводятся на личный счет физического лица — получателя дивидендов. Гражданин в качестве физического лица открыл счет в Испании, о чем уведомил налоговый орган в РФ, и переводит личные средства (для личных нужд) на счет в Испании.

 Поставленные вопросы:

 1. Должен ли ИП ежеквартально отчитываться перед налоговой за движение средств по заграничному счету (налоговая прислала уведомление, что на основании закона от 10.12.03 №173-ФЗ ч.7 ст.12 нужно отчитаться за движение средств по этому счету)? Существует ли какая-то грань между доходами и расходами человека как индивидуального предпринимателя и частного лица? За что нужно отчитываться?

 2. Если это физическое лицо решило сдать жилье в Испании в аренду (или получать какой-то иной доход), то где отчитываться и где платить налоги? Какие налоги и в каком размере подлежат уплате, в случае, если гражданин

не является резидентом Испании (является резидентом РФ),

не является резидентом РФ (является резидентом Испании в связи с получением в Испании вида на жительство)?

 3. Как работает закон о двойном налогообложении в таком случае?

 4. Если человек решил открыть частное предприятие в Испании, платит налоги в Испании, платит налоги с полученных дивидендов в Испании. Уплата каких налогов и в каком размере предусмотрена налоговым законодательством России, в случае, если: это лицо является резидентом Испании (не является резидентом РФ); он не резидент Испании (резидент РФ)?

 5. Существуют ли какие-то временные правила проживания (имеется ввиду порядок установления статуса резидента РФ в соответствии с действующим российским законодательством)?

 6. Если положить деньги на депозит под % А) в Испании, Б) в России, то где и сколько платить налогов?

 Законы и нормативные акты приводятся по состоянию на 15.11.2010 года.

 Поставленные вопросы касаются вопросов налоговых правоотношений и валютного регулирования.

 1. Согласно действующему российскому законодательству о валютном регулировании и валютном контроле резидентом РФ (далее — валютный резидент) признаются физические лица - граждане России, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «а» и «б» п.6 ч.1 ст.1 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Соответственно валютными нерезидентами считаются физические лица, не являющиеся валютными резидентами России (п.7 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), в том числе граждане РФ, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.

При определении статуса «валютный резидент (нерезидент)» законодательство оперирует понятиями физического лица и организации, какие-либо оговорки относительно индивидуальных предпринимателей отсутствуют. Частный предприниматель, таким образом, считается физическим лицом1.

 Вопрос о необходимости отчетности перед налоговыми органами, на которые в силу ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании» возложены некоторые полномочия в сфере валютного контроля, зависит от статуса лица, определяемого по валютному законодательству. Если лицо является валютным резидентом России, то применяются положения ст. 12 указанного ФЗ, и физическое лицо должно уведомлять налоговый орган об открытии счетов (вкладов) в заграничных банках. Согласно п. 7 ст. 12 Закона валютные резиденты, за исключением физических лиц, должны также отчитываться о движении средств по счетам, открытым в заграничных банках. Если же лицо не является валютным резидентом РФ и осуществляет перевод денежных средств со счета, открытого в Российской Федерации за границу, то к нему применяются нормы ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании». Обязанность по уведомлению налоговых органов об открытии счетов за рубежом и движении денежных средств по ним для валютных нерезидентов не установлена.

 В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Испания является членом как ОЭСР, так и ФАТФ, валютные резиденты РФ могут открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках Испании без каких-либо ограничений.

При этом согласно ч. 2 ст. 12 Закона валютные резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждена Приказом ФНС РФ от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации".

В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании» переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).

Все разрешенные виды валютных операций по заграничному счету валютного резидента РФ, помимо перечисления денежных средств со своего российского счета, исчерпывающе перечислены в ч. 5 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании».

В соответствии с ч. 7 ст. 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на валютных резидентов РФ, за исключением резидентов-физических лиц, возложена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Частью. 2 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании» установлено, что используемые в Законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ определено: индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Пунктом 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Следовательно, к индивидуальным предпринимателям применяются правила Закона, которые регулируют деятельность юридических лиц, следовательно индивидуальные предприниматели должны представлять налоговым органам отчеты с подтверждающими банковскими документами. Утвержденная ФНС РФ форма отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации содержит сведения как о юридическом лице, так и об индивидуальном предпринимателе (в указанной Форме предусмотрены поля "Основной государственный регистрационный номер/ОГРНИП индивидуального предпринимателя" и "Дата внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц/индивидуальных предпринимателей").

Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.

Между тем индивидуальный предприниматель может производить переводы денежных средств в качестве хозяйствующего субъекта, когда это связано с осуществлением предпринимательской деятельности, а может участвовать в валютных операциях в качестве физического лица, переводя денежные средства с личного счета на заграничный. По смыслу ч. 7 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании» и п.3 ст. 23 ГК РФ в последнем случае ин не должен представлять отчет о движении денежных средств. Однако в связи с отсутствием четкого правового регулирования по данному вопросу налоговые органы требуют от индивидуальных предпринимателей отчета о движении денежных средств по заграничному счету. В таких случаях незаконные акты и действия налоговых органов могут быть оспорены в судебном порядке.

 Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

На практике за непредставление отчетов о движении денежных средств по заграничным счетам валютные резиденты РФ привлекаются к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (предприниматели в данном случае подпадают под категорию должностные лица — см. примечание к ст. 2.4. КоАП2).

Арбитражная практика по оспариванию постановлений о привлечении к административной ответственности противоречива.

Согласно одной позиции, разграничивающей формы учета и отчетности по валютным операциям и документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, практика привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП за непредставление в налоговый орган отчетов о движении денежных средств по заграничному счету не соответствует законодательству, поскольку налоговые органы не являются органами валютного регулирования и контроля, полномочия по утверждению форм учета и отчетности по валютным операциям возложены на Центробанк РФ3. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2007 по делу N А42-3248/2007, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2009 N Ф04-2068/2009(4096-А45-32) по делу N А45-13753/2008-52/351, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 N 09АП-7065/20099-АК по делу N А40-11412/09-154-73). Противоположная позиция, признающая отчеты в налоговый орган формами учета и отчетности по валютным операциям, содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.12.2007 N Ф09-10612/07-С1 по делу N А71-6748/07. Следует отметить, что в последующих решениях ФАС Уральского округа указывает на незаконность привлечения к административной ответственности за непредставление отчетов в налоговый орган (Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2008 N Ф09-1722/08-С1 по делу N А50-76/08, Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2008 N Ф09-1696/08-С1 по делу N А50-75/08, Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2008 N Ф09-1692/08-С1 по делу N А50-78/08).

 

Если предприниматель не является валютным резидентом РФ, то открытие счетов в банках РФ и перевод денежных средств за границу регулируется ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», представление какой-либо отчетности налоговым органам валютными нерезидентами РФ не предусмотрена.

Следует особо оговориться, что конвенция об устранении двойного налогообложения, заключенная между Россией и Испанией, не регулирует вопросы валютного регулирования и контроля и применима исключительно к налоговым правоотношениям.

 

2. Прежде чем ответить на вопрос, необходимо разобраться с понятиями налоговый резидент и нерезидент РФ, который определяет правовое регулирование налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Согласно п. 2 ст. 207 НК, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Порядок определения статуса налогового резидента - физического лица предусмотрен Федеральным законом N 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007, и применяется к доходам, полученным после 1 января 2007 года. Ранее статус резидента-нерезидента определялся по количеству дней нахождения в Российской Федерации в календарном году, исходя из определения, ранее находящегося в ст. 11 НК.

День въезда и выезда считаются в качестве дней нахождения налогоплательщика в России (см. Письмо ФНС РФ от 04.02.2009 N 3-5-04/097@ "О статусе налогового резидента").

Ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане Российской Федерации могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), статьей 207 Кодекса не установлены.

В течение налогового периода налоговый статус физического лица может изменяться в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации и за ее пределами. Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период устанавливается по итогам налогового периода.

Налоговый статус физического лица устанавливается исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения на территории России. Определять налоговый статус исходя из предполагаемого времени нахождения в Российской Федерации (в том числе на основании заключенного трудового договора) неправомерно (Письмо Минфина РФ от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200).

Как производится установление статуса налогового резидента(нерезидента)? Порядок подробно описан в Письме ФНС РФ от 25.06.2009 N 3-5-04/881@ "О налоге на доходы физических лиц":

«В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 30 процентов.

Если на дату выплаты дохода работник будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.

В случае если в текущем налоговом периоде работник приобретет статус налогового резидента Российской Федерации и его налоговый статус более не изменится (либо по итогам налогового периода иностранный сотрудник организации будет признан налоговым резидентом Российской Федерации), то по его доходам от источников в Российской Федерации сумма налога на доходы физических лиц, ранее рассчитанная по ставке 30 процентов, подлежит перерасчету по ставке 13 процентов.

Перерасчет сумм налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового статуса налогоплательщика производится после наступления даты, с которой налоговый статус данного лица за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо при окончательном определении его налогового статуса по итогам налогового периода. Указанный перерасчет производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника».

Где и когда можно получить документ о подтверждении статуса налогового резидента РФ?

Министерство финансов Российской Федерации уполномочило Федеральную налоговую службу на выдачу подтверждений постоянного местопребывания (статуса налогового резидента) в Российской Федерации в целях применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Выдача подтверждений организациям и физическим лицам их постоянного местопребывания в одном договаривающемся государстве необходима для применения положений соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения в другом договаривающемся государстве.

С 18 февраля 2008 года выдачу справок, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации (далее - справка), осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД).

Порядок подтверждения статуса налогового резидента и перечень необходимых для этого документов подробно изложен в Информационном сообщении ФНС РФ от 26.02.2008 "Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации".

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, (позиция также подтверждена в Письме ФНС РФ от 15.01.2009 N 3-7-03/15@ «О подтверждении статуса налогового резидента») подтверждение статуса налогового резидента производится за любой прошлый истекший налоговый период или за текущий налоговый период (но не ранее 3 июля такого календарного года) в случае представления всех необходимых документов в МИ ФНС России по ЦОД. При этом выдача подтверждений постоянного местопребывания в Российской Федерации в целях применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения не зависит от режима налогообложения заявителей в Российской Федерации (Письма Минфина России от 09.09.2008 N 03-04-07-01/161, от 04.07.2008 N 03-04-07-01/113).

Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются в МИ ФНС России по ЦОД дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, табель учета рабочего времени, копии авиа- и железнодорожных билетов и другие.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, в частности, могут являться справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента Российской Федерации (Письмо ФНС РФ от 23.09.2008 N 3-5-03/529@ "О налоге на доходы физических лиц").

Ставка НДФЛ по доходам, облагаемым налогом, зависит от того, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ или признается налоговым нерезидентом. Для налоговых нерезидентов РФ налоговая ставка установлена п. 3 ст. 224 НК и составляет 30 % в отношении всех доходов, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Резиденты уплачивают НДФЛ как с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, так и с доходов от источников за пределами России, налоговые нерезиденты уплачивают НДФЛ только с доходов, полученных от источников в РФ. Перечень таких доходов содержится в п. 1 ст. 208 НК.

 

Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса).

Налоговый статус физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (налоговый резидент или нерезидент РФ), при уплате единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения не имеет правового значения, поскольку частный предприниматель освобождается от уплаты НДФЛ вне зависимости от того, сколько дней в году он находится в России. При этом по доходам, полученным им не от предпринимательской деятельности, а как физическим лицом, уплата НДФЛ производится согласно налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ .

Также следует учитывать, что между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания заключена Конвенция "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" с Протоколом к ней.

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

 

 

2, 3. Подробно рассмотрим применение Конвенции "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" к каждой из описанных в вопросе ситуации (сдача в аренду резидентом России жилья в Испании, получение иных доходов в Испании резидентом России, сдача жилья в Испании резидентом Испании, получение иных доходов резидентом Испании в Испании), а затем обратимся к особенностям налогового законодательства России.

Условия отнесения лица к категории резидента Испании (России) установлены ст. 4 Конвенции. Сдача жилья в аренду является доходом от недвижимого имущества (ст. 6 Конвенции). Иные доходы структурированы по группам (ст. 7-21 Конвенции), для каждой из которых установлены особенности относительно места налогообложения получаемого дохода. При разрешении вопросов налогообложения важное значение имеет ст. 23 Конвенции, которой установлены особые правила, касающиеся устранения двойного налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Таким образом, если недвижимое имущество находится в Испании, то налог может быть уплачен в Испании как резидентом Испании (в этом случае будет применяться налоговое законодательство Испании), так и резидентом России. В России уплачивать налог на доход от недвижимого имущества, находящегося в Испании, допускается только резидентам России. Согласно пп.4 п.3 ст. 208 НК доходы от аренды недвижимости в Испании относятся к доходам, полученным от источников, за пределами РФ, в отношении налоговых резидентов установлена налоговая ставка по НДФЛ в размере 13 % (п. 1 ст. 224 НК).

При этом если резидент России получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции облагаются налогами в Испании, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате в Испании, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога на такой доход или капитал, рассчитанную в соответствии с законодательством и правилами России (п. 2 ст. 23 Конвенции).

Поскольку в вопросе не уточнен конкретный вид других доходов, получаемых в Испании, не представляется возможным конкретно ответить на эту часть вопроса, однако логика решения остается той же: во-первых, доход следует отнести к одной из групп доходов, предусмотренных Конвенцией, во-вторых, в статье про данный вид доходов следует уточнить место налогообложения и в-третьих, проверить, не установлено ли ст. 23 Конвенции, а также положениями Протокола к ней каких-либо особенностей относительно зачета налогов в целях избежания двойного налогообложения.

 4. Рассмотрим применение Конвенции об избежании двойного налогообложения к двум ситуациям: получение резидентом Испании доходов от частного предприятия в Испании и дивидендов, получение резидентом России доходов от частного предприятия в Испании и дивидендов.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конвенции прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеуказанным образом, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. То есть прибыль частного предприятия в Испании подлежит налогообложению только в Испании, в России может облагаться налогом только доход от российских представительств такого предприятия.

Между тем согласно п. 1 ст. 10 Конвенции дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства (в нашем случае — испанским предприятием), резиденту другого Договаривающегося Государства (резиденту России), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (т. е. в России). Также в этом случае в силу п. 2 ст. 10 Конвенции они могут облагаться и в Испании. Если же они выплачиваются резиденту Испании, то налогообложение дивидендов будет осуществляться в соответствии с внутренним налоговым законодательством Испании.

При этом если резидент России получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции облагаются налогами в Испании, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате в Испании, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога на такой доход или капитал, рассчитанную в соответствии с законодательством и правилами России (п. 2 ст. 23 Конвенции).

 

Согласно российскому законодательству налоговый резидент РФ при получении дивидендов от иностранной компании уплачивает НДФЛ по ставке 9 % (п.4 ст. 224 НК), налоговую базу он определяет самостоятельно (ст. 214 НК). Если данное лицо уплатило налог на полученные дивиденды в Испании, то он вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода. В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода (то есть в Испании), превышает сумму налога, исчисленную по российскому законодательству, полученная разница не подлежит возврату из бюджета (ст. 214 НК).

 

5. Вопрос о правилах проживания по существу касается подробного рассмотрения статусов валютного и налогового резидентов (нерезидентов). Особенности статуса валютного резидента подробно рассмотрены в ответе на вопрос 1, налогового резидента (нерезидента) по российскому законодательству, а также резидента России (Испании) в соответствии с нормами Конвенции об избежании двойного налогообложения — в ответе на вопросы 2 и 3.

 6. В Конвенции об избежании двойного налогообложения, заключенной между Россией и Испанией правовому регулированию налогообложения процентов посвящена ст. 11. Для ответа на поставленный вопрос необходимо рассмотреть четыре возможные ситуации: проценты от вклада в Испании получает резидент Испании (резидент России), проценты от вклада в России получает резидент России (резидент Испании).

Согласно п.1 ст. 11 Конвенции проценты, возникающие в Испании и выплачиваемые резиденту России могут облагаться в России и наоборот, проценты по российскому депозиту, выплачиваемые резиденту Испании, могут облагаться налогом в Испании. Согласно п. 2 ст. 11 Конвенции проценты также могут облагаться налогом и в том государстве, где они возникают, при этом размер взимаемого налога не должен превышать 5 процентов валовой суммы таких доходов.

 

Итак, если проценты от вклада в Испании получает резидент Испании, то исчиление и уплата налога на проценты осуществляется в соответствии с испанским законодательством. Соответственно, если резидент России получает проценты от вкладов в российских банках, применяются нормы НК РФ.

Если проценты от вклада в России получает резидент Испании или проценты от вклада в Испании получает резидент России, то налог уплачивается по выбору налогоплательщика: в Испании или в России, при этом он имеет право на применение льготы, предусмотренной п. 2 ст. 11 Конвенции. Уплаченные в одном государстве суммы налога подлежат зачету в другом государстве в соответствии с пп. «а» п. 1 и п. 2 ст. 23 Конвенции.

Что касается налогообложения процентов в России, то по российскому законодательству налогообложение процентов, получаемых по вкладам в банках регулируется ст. 214.2 НК. Налоговая база в таких случаях определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 % годовых. Ставка НДФЛ относительно процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса, установлена в размере 35 %.

НДФЛ с процентов уплачивается банком, который выступает в качестве налогового агента, удерживающего сумму налога при выплате процентов получателю дохода (п. 2 ст. 226 НК). В Письме ФНС РФ от 09.09.2008 N 3-5-04/497 подробно описан порядок обложения НДФЛ доходов физического лица - налогового резидента Испании, полученных от источников в РФ в виде процентов по вкладам в российских банках.

1Данный вывод подтверждается и практикой арбитражных судов (см. , например, Постановление ФАС Центрального округа от 18.04.2006 N А64-6242/05-19).

2Согласно прим. К ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. ч. 6 ст. 15.25 КоАП особенностей наказания для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено.

3О формах учета и отчетности см. Указание ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж". Данное Указание содержит перечень документов, которые являются установленными формами учета по валютным операциям, а именно, справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты, справка о подтверждающих документах. Такой документ, как отчет о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации в настоящем Указании отсутствует.

 



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.