О Всемирной торговой организации (World Trade Organization)

Всемирная торговая организация (ВТО) - единственная глобальная международная организация, занимающаяся вопросами регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Соглашения ВТО уже подписаны и ратифицированы парламентами многих стран (157 стран-участниц). Цель организации - в том, чтобы помочь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам вести свой бизнес.

ВТО расположена в Женеве (Швейцария), основана 1 января 1995г. на базе переговоров Уругвайского раунда (1986-1994гг.), руководителем (генеральным директором) является Паскаль Лами.

Основные функции ВТО: заключение торговых соглашений, обеспечение торговых переговоров, обработка торговых споров, мониторинг национальной торговой политики, техническая помощь и подготовка кадров для развивающихся стран, сотрудничество с другими международными организациями.

ВТО является экономической организацией и регулирует только торгово-экономические вопросы. Соответственно, что касается таких сфер, как реклама, радио, телевидение, СМИ, Всемирной торговой организацией регулируются только торговые аспекты данных областей. Так, единственным соглашением в сфере интеллектуальной собственности ВТО является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно (TRIPS). Данное соглашение затрагивает авторское право и смежные права, причем, в рамках, не урегулированных Бернской конвенцией. В целом, авторские обязательства и обязательства в отношении прав производителей и исполнителей фонограмм, как и прежде, определяются в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений.

ВТО и Россия

Россия намеревалась вступить в ВТО еще в 1986 году, будучи в составе СССР. Однако США заявку отклонили, объяснив, что СССР - страна с плановой экономикой, а это несовместимо с принципами свободной торговли. Даже статус наблюдателя СССР смог получить только в 1990 году. В 1993 году Россия снова обратилась с заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле - ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade (GATT). Целью ГАТТ была либерализация торговли товарами путем снижения импортных таможенных пошлин. С этого года и отсчитывается 18-летний путь вступления России в ВТО. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. 20 ноября 2006 года в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) Россией и США был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО. Но тем не менее вступление России постоянно откладывалось, осложнения во многом были связаны и с мировым финансовым кризисом. Но, кроме того, вступлению РФ в ВТО препятствовала Грузия, которая настаивала на урегулировании всех вопросов между ней и Россией и не соглашалась пускать Россию в ВТО из-за Абхазии и Южной Осетии. Именно соглашение с Грузией по присоединению РФ к ВТО и стало последним двусторонним соглашением на пути вступления России в ВТО. Оно было подписано только 9 ноября 2011 года в Женеве, причем при посредничестве Швейцарии.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО и о том, что с января 2010 года в переговорах по вступлению в ВТО Россия будет участвовать от лица единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, поскольку согласно Договору о создании ВТО (WTO Agreement) в ВТО могут вступать как страны, так и отдельные таможенные территории. Руководство ВТО предупредило, что это значительно замедлит процесс вступления в организацию России, которая к тому времени уже практически завершила двусторонние переговоры со странами своей группы. В октябре 2009 года в Москве заявили о целесообразности возобновления двусторонних переговоров с ВТО каждой из стран ТС, но на согласованных позициях.

Накануне саммита Россия - ЕС (7 декабря 2010 года, Брюссель) все проблемные вопросы сторонами были урегулированы, о чем был подписан меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО.

16 декабря 2011 года на 8-й Министерской конференции в Женеве Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления осталась только ратификация договора российским парламентом в течение ближайших 220 дней, то есть до 15 июня 2012 года, и подписание Главой государства еще в течение 30 дней, после чего РФ станет полноправным членом ВТО.

На сайте Всемирной торговой организации можно ознакомиться с текстом Соглашения о присоединении России к ВТО (Information about the Russian Federation’s WTO commitments), а также Всемирная торговая организация обнародовала Доклад Рабочей группы по вступлению в ВТО России (Report of the Working Party on the accession of the Russian Federation to the World Trade Organization). Доклад представляет собой разъяснения по правоприменению и перспективам развития следующих сфер: экономика, экономическая политика и внешняя политика; ограничения и обеспечение политики; политика в области торговли товарами; регулирование импорта, лицензирования и экспорта; внутренняя политика относительно внешней торговли товарами; инвестиционные меры, связанные с торговлей (TRIMs), торговые аспекты права интеллектуальной собственности (ТРИПС), политика в области торговли услугами; прозрачность; свободная торговля и соглашения таможенного союза; заключительные положения; 5 приложений.

Главные последствия вступления России в ВТО

Министрами ВТО факт вступления РФ в ВТО оценен как историческое достижение, благодаря которому укрепится многосторонняя торговая система, а сама ВТО станет более универсальной организацией. Паскаль Лами даже выразил надежду на то, что «Россия станет одним из лидеров, активным членом ВТО», а торговый представитель США Рон Кирк заявил, что только со вступлением России «ВТО становится подлинно всемирной организацией». Но при всем этом Америка и Россия договорились о применении норм ВТО в отношении друг друга в рамках 13-й статьи Марракешского соглашения об учреждении ВТО, оговаривающей «неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами».

По поводу вступления России в ВТО существуют разные мнения: нейтральные («Какого-либо ущерба России условия присоединения к ВТО не наносят», - утверждает Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики), и критичные (ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов отмечает: «Мы не видим очевидных преимуществ, которые Россия со всей очевидностью может извлечь из вступления во Всемирную торговую организацию за короткий промежуток времени. Скорее этот шаг более выгоден другим членам организации»; главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик объясняет, что «Некоторое негативное воздействие вступление в ВТО может оказать на обрабатывающую промышленность, в том числе на машиностроение, из-за снижения импортных пошлин»).

Если объективно, то в основном, последствия вступления выразятся в понижении средневзвешенного импортного тарифа (путем увеличения импортного барьера, снижения ставок по сельскохозяйственным продуктам, первоначального роста и последующего снижения пошлин по промышленным товарам). Повысится квота иностранного участия в сфере страхования (с 25% до 50%), ограничение на участие иностранных акционеров в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, сначала изменится с 49 % до 51%, через 5 лет будет отменено, а через 9 лет иностранным страховым компаниям будет разрешено открывать филиалы в РФ. Иностранные банки будут иметь возможность создавать дочерние учреждения, не будет ограничения на иностранный капитал для отдельных банковских учреждений, в целом участие иностранного капитала в банковской системе России будет превышать 50%.

После переходного периода значительно снизятся импортные пошлины на лекарства и медицинское оборудование, бытовую технику. Следует, однако, иметь в виду, что это не гарантия снижению цен, поскольку цены зависят не только от размера пошлин, но и от конкуренции, затрат на логистику, стоимости комплектующих и т.д.

Вообще, в рамках своего присоединения к ВТО Россия заключила 57 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров и 30 - по доступу на рынок услуг. Что касается рынка товаров, в частности, таможенных пошлин на продукцию, в данной статье их размеры затрагивать не станем, а перейдем к анализу перспектив рынка услуг по вступлении РФ в ВТО.

В рамках Соглашения о присоединении России к ВТО, «Россия согласилась принять ряд важных обязательств по обеспечению открытого торгового режима и ускорению ее интеграции в мировую экономику. Сделка предлагает прозрачные и предсказуемые условия для торговли и иностранных инвестиций.

С даты вступления, Россия Федерация взяла на себя обязательство в полной мере применять все положения ВТО, избегая переходных периодов».

Соглашение о вступлении РФ в ВТО включает следующие разделы и подразделы:

- Доступ на рынки для товаров и услуг

- Доступ на рынки для товаров - от тарифов и квот обязательств;

- Доступ к рынку услуг

Российская Федерация взяла на себя конкретные обязательства относительно 11 секторов и 116 субсекторов услуг. После присоединения к ВТО Россия позволит иностранному капиталу на 100% участвовать в оптовой, розничной торговле и в секторе франчайзинга; ослабятся условия лицензирования.

- Экспортные пошлины;

- Общие обязательства при доступе на рынок;

- Соглашение о государственных закупках;

- Промышленные и сельскохозяйственные субсидии

- Промышленные субсидии;

- Сельскохозяйственные субсидии;

- Цены на энергию;

- Санитарные и фитосанитарные меры (СФС) и техническим барьерам в торговле (ТБТ);

- Торговые меры инвестиций;

- Защита торговых аспектов прав интеллектуальной собственности;

- Прозрачность;

- Функционирование Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью;

- Следующие шаги.

Защита интеллектуальной собственности

В связи со вступлением в ВТО в России будут применяться положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, сокращенно (TRIPS). Важным моментом является незамедлительное применение данного Соглашения, без какого-либо переходного периода, который предусматривается самим Соглашением (период отсрочки предусматривается для развивающихся стран, стран с переходной экономикой статьей 65 Соглашения).

Соглашение ТРИПС касается исключительно торговых аспектов интеллектуальной собственности, то есть неимущественные права оно не затрагивает. Личные неимущественные права: 1. Требовать признания авторства; возражать против определенных изменений и других действий, нарушающих права; 2. После смерти автора; 3. Средства защиты – регулируются статьей 6 bis Бернской конвенции. Поэтому в свете последствий вступления России в ВТО, правильнее будет говорить не об интеллектуальной собственности, а о ее торговых аспектах.

Представитель РФ подтвердила, что с даты вступления, ни один закон, положение, указ, решение или административное постановление общего характера, касающееся или затрагивающее торговлю товарами, услугами или прав на интеллектуальную собственность, принято органом Российской Федерации или компетентным органом Таможенного союза, не вступает в силу до его публикации в соответствии с положениями Соглашения о ВТО, в том числе ГАТТ 1994 г., Соглашение ВТО ГАТС и Соглашение ВТО по ТРИПС. Рабочая группа приняла к сведению это обязательство (статья 1428 Доклада российской рабочей группы).

Защита торговых аспектов прав интеллектуальной собственности

В докладе Рабочей группы торговым аспектам права интеллектуальной собственности посвящены статьи 1201 – 1353. В данных статьях Доклада, в основном, говорится о правовом регулировании интеллектуальной собственности, кроме того, полный список законодательных актов содержится и в конце Доклада, где указано, что торговые аспекты прав интеллектуальной собственности подлежат регулированию в соответствии с ГК РФ; УПК РФ; УК РФ; ТК РФ; Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ; Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне»; Федеральный закон № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 18 декабря 2006 г.); Федеральный закон № 109-ФЗ от 19 июля 1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»; Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 24 июля 2007 года); Федеральный закон № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» (с изменениями на 1 декабря 2007 года); Закон РФ № 5663-1 от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» (с изменениями от 18 декабря 2006 г.); Закон РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»; Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; Указ Президента России № 188 от 6 марта 1997 года «Об утверждении Перечня конфиденциальной информации»; Постановление Правительства РФ № 50 от 26 января 2007 года «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам государственной пошлины»; Постановление Правительства РФ № 185 от 27 марта 2007 года «О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров»; Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденных Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатента) от 22 апреля 2003 г. N 56.

Довольно много статей Доклада посвящено организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими и смежными правами, о необходимости реформирования в данной сфере, о необходимости принятия мер для контроля и привлечения к ответственности организаций, осуществляющих коллективное управление правами, чтобы правообладатели получили вознаграждение (ст. 1216 Доклада). Планируется пересмотреть систему коллективного управления правами с целью устранения внедоговорного управление правами в течение 5 лет после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса (вступила в силу 1 января 2008 года) (ст. 1218). Норма статьи 1282 ГК РФ о том, что по истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние, в соответствии со статьей 1240 Доклада полностью соответствует нормам Соглашения ТРИПС, Бернской конвенции и Римской конвенции. Остальные участники ВТО были обеспокоены понятием распространения кинематографических материалов без взимания платы, однако было дано разъяснение понятия «для личных целей». В статье 1246 Доклада также указано о том, что члены ВТО продолжали выражать озабоченность по поводу защиты временных копий в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По их мнению, в Гражданском кодексе необходимо четко указать, что право на воспроизведение включает в себя «прямую или косвенную» ​​подготовку «временных» или «постоянных» экземпляров. Если это замечание будет признано необходимым, то такое ограничение будет установлено в отдельных статьях ГК. В статье 1247 приведен ответ представителя РФ на данное замечание: подпункт 1 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса является отражением директивы Европейского Союза, поясняется, что создание временной копии является неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения, а не экономическим использованием произведения. Таким образом, временная копия не может иметь независимую экономическую ценность.

Соглашение ТРИПС предусматривает выполнение всех важнейших положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Напомним, основные права авторов, гарантируемые Бернской конвенцией:

1) право на перевод (ст. 8);

2) право на воспроизведение любым образом и в любой форме, включая любую звуковую или визуальную запись (ст. 9);

3) право на публичное представление драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст. 11);

4) право на передачу в эфир или публичное сообщение средствами беспроволочной и проволочной связи с помощью громкоговорителя или другого подобного аппарата (ст. 11 bis);

5) право на публичное чтение (ст. 11 ter);

6) право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (ст. 12);

7) право на кинематографическую переделку и воспроизведение произведений (ст. 14).

Авторские обязательства и обязательства в отношении прав производителей и исполнителей фонограмм определяются в соответствии со статьей 18 Бернской конвенции (1971), что закреплено в статье 70 Соглашения ТРИПС. Поскольку Россия уже является участницей Бернской конвенции с 13 марта 1995 года, в области авторских прав никаких существенных изменений в отношении иностранных произведений не произойдет.

Наблюдение за выполнением Соглашения уполномочен осуществлять Совет по ТРИПС. При выполнении своих функций Совет по ТРИПС стремится создать соответствующие соглашения о сотрудничестве с органами Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (статья 68 Соглашения ТРИПС). Возможно, в этом случае можно будет рассматривать изменения в области российских СМИ, радио, телевидения и рекламы. В настоящее же время вступление России в ВТО не повлекло коренных изменений в данных сферах. Соглашение ТРИПС, конечно, содержит и дополнительные положения:

- об охране авторских прав на компьютерные программы

- удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственности со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав.

Как в Соглашении ТРИПС, так и в Соглашении о вступлении России в ВТО, прямо указано о том, что правительство России будет продолжать принимать меры против деятельности веб-сайтов (с серверов, расположенных в России), которые способствуют незаконному распространению информации, являющейся объектом авторского права или смежных прав. Компании, которые незаконно распространяют информацию, являющуюся объектом авторского права или смежных прав, в Интернете, будут преследоваться законом (Раздел «Защита торговых аспектов прав интеллектуальной собственности» Соглашения о вступлении - «Protection of trade-related intellectual property»).

В Соглашении о вступлении России в ВТО прописано о том, что в РФ должны быть изданы законы по поводу права интеллектуальной собственности, а до их принятия должен быть обеспечена возможность в разумный период времени, не менее чем 30 дней, для ознакомления с этими законами членов ВТО, за исключением чрезвычайных ситуаций, целей национальной безопасности, денежно-кредитной политики, мер, публикация которых препятствует обеспечению законности, противоречит общественным интересам или наносит ущерб коммерческим интересам конкретных государственных или частных предприятий. То есть смысл в том, что законы, касающиеся торговли товарами, услугами или правами интеллектуальной собственности, прежде чем, вступят в силу, должны быть опубликованы, доведены до сведения всех членов ВТО. Для улучшения доступа к официальной публикации, Россия создаст информационный центр оказания помощи членам ВТО и всем другим заинтересованным сторонам (раздел «Прозрачность» - Transparency).

Российская Федерация согласилась применять положения Основного Соглашения ВТО о телекоммуникации (WTO’s Basic Telecommunications Agreement). Обязательства в области телекоммуникационных услуг были впервые оговорены в ходе Уругвайского раунда. Странами-участницами ВТО велись переговоры по основным телекоммуникационным услугам. С тех пор при вступлении в ВТО новые члены принимают обязательства участников ВТО в сфере телекоммуникаций.

Правила торговли, которые относятся к телекоммуникационным услугам, закреплены в статьях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Кроме того, ГАТС также содержит приложение по телекоммуникациям. В Приложении четко сказано: настоящее Приложение не применяется к трансляции по кабелю по радио или телевидению (п. 2 ч. b).

В отношении иностранного капитала в сфере телекоммуникаций в РФ ожидается снятие ограничений иностранного капитала (сейчас это 49%) по истечении 4 лет с момента присоединения.

Реклама и Сми

После вступления России во Всемирную торговую организацию данные области, как и прежде, будут регулироваться Федеральными Законами «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ; «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года, «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г. № 2124-1-ФЗ (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Статьей 19.1 Закона «О СМИ» предусмотрены ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание:

1) Не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм:

- иностранное юридическое лицо;

- российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 % и более;

- гражданин РФ, имеющий двойное гражданство.

2) Не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ:

- Иностранный гражданин;

- лицо без гражданства;

- гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство;

- иностранное юридическое лицо;

- российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 % и более,

3) Отчуждение акций (долей) учредителем телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, в том числе после их регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) вещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения РФ, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 % и более, не допускается.

В соответствии со статьей 31 Закона «О СМИ» телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 31.7 указанного закона лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии в следующих случаях:

1) несоблюдение лицензиатом ограничений, связанных с учреждением телеканалов, радиоканалов, организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Однако в статье 1356 Доклада Рабочей группы говорится о том, что в целях создания благоприятного экономического и инвестиционного климата, в том числе в сфере услуг, Россия приступит к серии мер по сокращению ограничений в экономике, включая упрощение процедур для регистрации компаний, сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, и сокращение частоты проверок предприятий. Страны-члены ВТО просили подтвердить, что в сфере услуг, требующих лицензирования, иностранные физические и юридические лица, нуждающиеся в лицензии, могут получить лицензию на тех же условиях, как российские граждане и юридические лица (статья 1366 Доклада). Ответ представителей России на это содержится в статье 1368 Доклада: в настоящее время существуют определенные секторы, в которых федеральные органы исполнительной власти являются владельцами особых прав, так называемой «золотой акции» на участие России и субъектов РФ в управления акционерных обществ и поставщиков услуг в таких секторах, как телекоммуникации, транспорт и энергетика. Члены ВТО выражали глубокую озабоченность по поводу поддержания дискриминационного режима в России в отношении предоставления услуг на рынке гражданами РФ, проживающих в различных регионах РФ, в режиме «коммерческого присутствия» и «перемещения физических лиц». Они обратились с просьбой к РФ принять необходимые поправки для того, чтобы избежать дискриминации и обеспечить всех своих граждан для предоставления услуг на рынке России на равноправной основе. В ответ на это представитель РФ заявил, что природа и происхождение этой ситуации из-за сложных исторических факторов. РФ считает, что урегулирование этих проблем, существовавших до вступления в ВТО, может быть достигнуто путем двусторонних переговоров, выразила свою готовность предпринять все разумные шаги в этом направлении (статья 1382).

Однако согласно статье 36 Доклада Российской рабочей группы гарантии деятельности инвесторов изложены в Конституции РФ, ГК РФ; соответствующих международных договорах, в которых участвует РФ, а также ряде других законодательных актов: Федеральный закон № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон № 160-ФЗ от 9 июля 1999 года «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В целях защиты национальных рынков в соответствии с законом № 57-ФЗ, участие иностранного капитала в ряде хозяйственных обществ ограничено, в том числе это относится и к деятельности по теле- и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации; деятельности по обеспечению телефонной связи; осуществлению полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров (перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации).

Таким образом, российской рабочей группе удалось отстоять данные ограничения.

Кроме того, по утверждению Российской рабочей группы, смежные права, к которым, в том числе, относятся интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания) регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, которым полностью соответствует положениям Римской конвенции и Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (WPPT 1996) (статья 1239 Доклада).

Радио и телевидение

Некоторые члены ВТО выразили обеспокоенность по поводу ограничений в РФ на телекоммуникационные услуги (трансграничная поставка, спутниковые услуги). По их мнению, ни одна из проблем, даже связанная с безопасностью, не должна препятствовать разрешать доступ на рынок для иностранных спутниковых услуг. По их мнению, эти вопросы более уместно рассматривать в соответствии с международной практикой, например, через лицензиата наземной станции или через координацию на Международный союз электросвязи (МСЭ) (статья 1399 Доклада). Однако Российская рабочая группа ответила, что иностранные юридические лица лицензию оператора фиксированной спутниковой получить не вправе. Однако рабочая группа приняла к сведению это обязательство (статья 1400). Представитель РФ подтвердила, что в соответствии с законодательством РФ, в частности, Федеральным Законом «О связи» доступа на рынки у иностранных операторов фиксированной спутниковой связи, необходимых для создания коммерческого присутствия на территории РФ, не будет. Рабочая группа приняла к сведению это обязательство (статья 1402).

Часть 2 Соглашения ТРИПС посвящена нормам, касающимся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности. Раздел 1 части 2 касается авторского права и смежных прав. Так, исполнители фонограмм вправе не допускать запись их незаписанного исполнения и воспроизведения такой записи, вещание посредством беспроводной связи, доведение до всеобщего сведения их живого исполнения (ч. 1 ст. 14). Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм (ч. 2 чт. 14); Организации эфирного вещания имеют право запрещать осуществление следующих действий, предпринимаемых без их разрешения: фиксацию, воспроизведение записей и ретрансляцию через каналы трансляций, а также сообщения для всеобщего сведения по телевидению (ч. 3 ст. 14). В отношении компьютерных программ к производителям фонограмм и любым другим владельцам прав на фонограммы применяются положения статьи 11, а именно: в отношении компьютерных программ и кинематографических произведений участники предоставляет авторам и их правопреемникам право разрешать или запрещать коммерческий прокат оригиналов или копий их произведений, в отношении которых они имеют авторские права. Государство-участник освобождается от этого обязательства в отношении кинематографических произведений, если прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, что наносит существенный ущерб исключительному праву авторов и их правопреемников на воспроизведение. В отношении программ для ЭВМ, это обязательство не распространяется на прокат, если сама программа не является основным объектом проката). Если в государстве-участнике имеется система справедливого вознаграждения правообладателям в отношении прокат фонограмм, он может поддерживать такую ​​систему при условии, что коммерческий прокат фонограмм не наносит существенного ущерба исключительным правам воспроизведения правообладателей.

Сроки охраны, предоставляемой исполнителям и производителям фонограмм, установлены ч. 5 ст. 14 Соглашения ТРИПС: 50 лет с 1 января года, следующего за годом в котором была осуществлена запись. Срок охраны, предоставляемой организациям эфирного вещания в отношении фиксации, воспроизведения записей и ретрансляции через каналы трансляций, а также сообщения для всеобщего сведения по телевидению, составляет не менее 20 лет с календарного года, следующего за тем, в котором передача в эфир имела место. В соответствии с ч. 6 ст. 14 любая страна-участница может предусматривать условия, ограничения, исключения и оговорки к правам исполнителей и производителей фонограмм в фонограммах с учетом Римской конвенции и статьи 18 Бернской конвенции 1971 (если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется). В соответствии с частью 3 статьи 1304 ГК РФ предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

Права исполнителей охраняются в течение 50 лет со дня первого выступления, а в случае производители фонограмм, защита предоставляется ​​в течение 50 лет со дня первого обнародования или, если фонограмма не была обнародована в течение 50 лет, защита предоставляется ​​в течение 50 лет с момента записи, права телевизионных и радиовещательных организаций действуют в течение 50 лет с даты первого сообщения в эфир и права организаций кабельного телевидения действуют в течение 50 лет с даты первой передачи по кабелю (статья 1241 Доклада рабочей группы).

Таким образом, с точки зрения российского законодательства изменений в сфере авторского права и смежных прав не произойдет.

Статьи 15 - 21 Соглашения ТРИПС посвящены торговым маркам (Trademarks). Статья 18 предусматривает срок охраны исключительного права на товарный знак не менее 7 лет с момента регистрации. Также регистрация товарного знака может быть возобновлена на неопределенный срок. Для сравнения:

Статья 1491 Гражданского кодекса РФ. Срок действия исключительного права на товарный знак

1. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.

Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

Раздел 3 касается географических указаний (указание места происхождения (производства) товара (Geographical Indications). Разделом 4 Соглашения ТРИПС регулируются права на промышленные образцы (Industrial Designs). Раздел 5 посвящен патентам (Patents). Раздел 6 - Топологии интегральных микросхем (Layout-designs (topographies) of integrated circuits), Раздел 7 - Охранa нераскрытой информации (Protection of undisclosed information), Раздел 8 – Контроль антиконкурентной практики в договорных лицензиях (Control of anti-competitive practices in contractual licenses).

Часть 3 посвящена обеспечению прав интеллектуальной собственности, часть 4 - приобретению и содержанию прав интеллектуальной собственности и связанные с этим процедуры.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.