С 1 сентября 2012 года за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в России, будет уплачиваться утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Более того, без уплаты утилизационного сбора не будут производиться регистрация транспортного средства и изменение регистрационных данных номерных агрегатов. Между тем в некоторых ситуациях указанный сбор не взимается, в том числе и при ввозе транспортных средств с территорий государств Таможенного союза при соблюдении определенных условий. При помещении ввезенных транспортных средств, предназначенных для международных перевозок, под таможенную процедуру временного ввоза, утилизационный сбор уплачивается в значительно меньшем размере (коэффициент утилизационного сбора составит 0,25).

Одним из последствий присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) стало снижение значительной части ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили. 

По этой причине возникла потребность в установлении компенсации: теперь с 1 сентября 2012 года за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в РФ (за некоторыми исключениями) будет уплачиваться утилизационный сбор.

Поскольку два других государства Таможенного союза – Республика Беларусь и Республика Казахстан - членами ВТО не являются, на автомобили в этих странах сохранились прежние ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Соответственно, в Беларуси и Казахстане утилизационный сбор не взимается.

Утилизационный сбор введен Федеральным законом от 28.07.2012 г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым ФЗ «Об отходах производства и потребления» был дополнен статьей 24.1. Ставки утилизационного сбора и особенности его уплаты установлены Постановлением Правительства от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», вступившим в силу 1 сентября 2012 г. Например, ставки утилизационного сбора на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя составят от 2000 руб. до 3000 руб. Юридические лица будут вынуждены платить гораздо больше, самыми дорогостоящими будут самосвалы, утилизационный сбор за ввоз которых составит от 2 040 000 руб. до 6 000 000 руб.

Несмотря на достаточное правовое регулирование многие вопросы, касающиеся уплаты утилизационного сбора, остаются открытыми в отсутствие практики и официальных разъяснений.

В частности, поступил вопрос от организации о том, взимается ли утилизационный сбор при ввозе в Россию кузовов от автобусов, купленных в Беларуси.

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации за некоторыми исключениями, установленными пунктом 6 статьи 24.1. Однако кузов транспортным средством не является: «транспортное средство» - это наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования (п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720). Кузов можно отнести к агрегатам или запасным частям колесного транспортного средства.

Верным ли будет вывод о том, что утилизационный сбор на ввоз кузова не распространяется?

Дело в том, что на кузов (на неразъемные его составляющие или составляющие шасси) наносится идентификационный номер (Vehicle identification number, VIN) – это, в свою очередь, означает, что потребуется изменение регистрационных данных кузова. Так, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Однако после введения утилизационного сбора, если в паспорте не будет отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», то регистрация и изменение регистрационных данных осуществляться не будут (см. Изменения, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Таким образом, несмотря на то что кузов колесным транспортным средством не является, изменение его регистрационных данных произведено не будет в случае, если на транспортное средство не уплачен утилизационный сбор, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г. (пункт 4 Изменений, которые вносятся в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Тем не менее, в отношении следующих колесных транспортных средств, перечисленных в п. 6 ст. 24.1. ФЗ об отходах производства и потребления, утилизационный сбор не уплачивается:

1) ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

2) которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

3) с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

4) которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

5) которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

6) которые указаны в ч. 1 ст. 12.2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Подробнее остановимся на условиях, при которых утилизационный сбор в отношении транспортных средств, ввозимых в Россию из государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, не уплачивается. Согласно правилам условий, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза и имеют статус товаров Таможенного союза, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 г. № 870, утилизационный сбор не уплачивается в отношении колесных транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территории Беларуси, при соблюдении одного из двух условий:

1) транспортное средство ввезено в Республику Белоруссия или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым на территории Беларуси и Казахстана в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55;

2) организация - изготовитель колесных транспортных средств включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Белоруссия или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Соответственно, при выборе, например, белорусской компании-поставщика колесных транспортных средств следует, в первую очередь, исходить из того, уплачивает ли данная компания на автобусы таможенные пошлины по ставкам, применяемым на территории Республики Беларусь в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55.

Каково мнение известных белорусских компаний на этот счет? Официальный дилер компании «SCANIA» в Беларуси - СП ЗАО «МИЛЛЕННИУМ ГРУПП» (п/у Колядичи, ул. Бабушкина, 33, 220024 Минск, Беларусь, тел. (+375-17) 291-84-43), занимается продажей, главным образом, грузовых автомобилей и тягачей. До введения утилизационного сбора процедура была следующая: составлялась статистическая декларация о том, что таможенные платежи уплачены в полном объеме, заключался договор купли-продажи, заполнялась товарно-транспортная накладная, и автобус отправлялся в Россию. Единственным требованием был экологический класс не менее 4. Практики ввоза в Россию по новым правилам еще не было.

Таким образом, для того, чтобы избежать уплаты утилизационного сбора в России при ввозе автобуса из Беларуси в Россию, следует узнать, соответствует ли уплаченная за автобус согласно его коду по ТН ВЭД пошлина перечню товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяется ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55. Однако сразу поясним, что кузова для автобусов, которые имеют код по ТН ВЭД 8707 90 900 9, не включены в указанный перечень. Ведь, как отмечалось выше, кузова не являются колесными транспортными средствами, а представляют собой часть ТС.

В отношении, к примеру, тягачей ставка таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости) составляет 25 % (для сравнения: в РФ – 15 % + утилизационный сбор), что соответствует перечню. Соответственно, при ввозе такого автомобиля в Россию утилизационный сбор уплачиваться не будет (отметим, что кроме того уплачивается таможенный сбор, предоставляется инвойс, сертификат одобрения типа транспортного средства, CMR и др.).

 

Следует также отметить, что пунктом 1 статьи 3 Соглашения от 15.04.1994 года «О создании зоны свободной торговли», применяемого Республикой Беларусь и Российской Федерацией, установлено, что Договаривающиеся стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся Сторон. Соглашением «О Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь» от 06.01.1995 г., Указом Президента РФ "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан», Указом Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 г. N 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией», Постановлением Правительства РФ от 01.07.2011 г. N 529, предусматривающим меры по реализации названного Указа Президента был отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или Республики Беларусь.

Таким образом, товары, происходящие с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республики Беларусь, а также товары, происходящие с территории Республики Беларусь и ввозимые на территорию Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению в общеустановленном порядке с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных платежей. Указанные товары подлежат декларированию в упрощенном порядке, предусмотренном Соглашением от 24.09.1999 г. «Об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками таможенного союза». Упрощенный порядок таможенного оформления применяется независимо от целей ввоза товара и таможенного режима, заявленного декларантом. Упрощенный порядок таможенного оформления не применяется в отношении подакцизных товаров, валюты, валютных и культурных ценностей, оружия, а также иных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и налогами, и к которым не применяются меры экономической политики в соответствии с национальными законодательствами государств Сторон (статья 2 Соглашения).

 

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 870 для расчета размера утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», применяется коэффициент, равный 0,25. В соответствии с указанным постановлением Правительства от 11 марта 2003 г. N 147 коэффициент 0, 25 применяется только в отношении следующих транспортных средств:

 

ТН ВЭД Транспортные средства

 

8701 20 101 3 тягачи седельные экологического класса 4 или выше 7

8704 23 910 8 моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства более 20 т новые прочие

 

8716 39 300 1 полуприцепы автомобильные, с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м

 

8716 39 300 2 полуприцепы автомобильные рефрижераторные, с внутренним объемом кузова не менее 76 м3

 

8716 39 590 1 прицепы автомобильные, с полной массой более 15 т

 

Однако по поводу других транспортных средств и необходимости уплаты утилизационного сбора при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза какие-либо правовые нормы отсутствуют.

В соответствии со ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока1 на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Товары при помещении их под такую процедуру должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), однако допускаются ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте, а также проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов.

Временно ввезенные товары должны оставаться в фактическом владении и пользовании декларанта, но при определенных условиях допускается их передача во владение и пользование другому лицу. Так, в соответствии с п. 3 ст. 277 ТК ТС такая передача допускается:

1) в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;

2) в иных случаях - с разрешения таможенного органа.

Обратим внимание на то, что статьей 16.24 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами. Штрафы для юридических лиц составляют от 50 000 до 300 000 рублей.

 

Полностью освобождены от уплаты ввозных пошлин товары, включенные в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный Решением КТС 18 июня 2010 г. № 331 (в данном перечне и его приложениях автобусы отсутствуют). Однако, если товар не включен в указанный перечень, в отношении него применяются частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 282 ТК ТС), что означает, что за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Можно уплатить сумму пошлин и налогов за весь срок действия или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 месяца.

Статья 283 Таможенного кодекса Таможенного союза посвящена обстоятельствам, при которых возникает и прекращается обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также наступлению срока их уплаты.

Так, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента регистрации таможенной декларации, а прекращается при завершении таможенной процедуры.

Сроки уплаты зависят от того, полностью или частично освобождены товары от уплаты таможенных пошлин.

 

Таким образом, исходя из общего смысла таможенной процедуры временного ввоза следует, что утилизационный сбор не должен уплачиваться: ведь транспортное средство должно быть вывезено по истечении срока временного ввоза, значит, никакой утилизации не будет, и уплачивать его должны только в случаях нарушения условий процедуры временного ввоза наряду с остальными таможенными пошлинами (например, при утрате транспортного средства).

 

Подводя итоги вышесказанному, еще раз отметим, что утилизационный сбор не уплачивается на колесные транспортные средства, ввозимые в РФ из стран Таможенного союза в случае, если товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам согласно Перечню товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденным Решением Совета ЕврАзЭС, а также в случае если организация - изготовитель колесных транспортных средств, зарегистрированная на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Для расчета размера утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок» (перечислены выше), применяется коэффициент, равный 0,25 (<6> Перечня видом и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства от 30.08.2012г. № 870 «Об утилизационном сборе…»). Несмотря на общий смысл процедуры временного ввоза, который исключает необходимость утилизации, наличие данного пункта в постановлении Правительства от 30.08.2012г. № 870 «Об утилизационном сборе…» свидетельствует о том, что помещение товара под таможенную процедуру временного ввоза автоматически не освобождает от уплаты утилизационного сбора, соответственно на этот счет следует ожидать разъяснений Федеральной таможенной службы.

1 Срок временного ввоза не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

 

Однако, во-первых, этот срок может быть продлен таможенным органом пределах установленного срока (в пределах 2-х лет или другого срока, который установлен в отношении определенных товаров) по письменному заявлению декларанта; а во-вторых, для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться более короткие (установлены только в отношении гражданских пассажирских самолетов с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек) или более продолжительные сроки временного ввоза (например, в отношении временно ввозимых товаров, относящихся к основным производственным фондам (основным средствам) при условии, что такие товары не являются собственностью лица государства – члена ТС, использующего эти товары на единой таможенной территории ТС, и в их отношении применяется условное частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и др.).

 



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.