Странно звучит само заглавие статьи «шрифт» и «авторское право». Однако, как бы странно это ни было, но действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права в том числе и на шрифты. Разберёмся с этим подробнее.

Как известно, русский алфавит был разработан на основе старославянского, тот — святыми Кириллом и Мефодием на основе греческого, а греческий, в свою очередь — на основе финикийского. Однако алфавит означает только написание самих букв, их схематическое изображение (а, б, в...) Помимо этого каждая буква может быть изображена по-разному. Например, те же древнерусские рукописи украшались витиеватыми «буквицами» в начале абзаца или главы, откуда и пошло название «с красной строки». Например, автор этой статьи довольно уверенно может определить по типу рукописных букв дату написания документа на русском языке с точностью до четверти столетия. Отличаться может и изображение обычных букв. Открытая Интернет-энциклопедия «Википедия» определяет шрифт как «графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему»1 Аналогичным образом определяют шрифт Большая советская энциклопедия (графическая форма знаков алфавитной системы письма) и Толковый словарь Ушакова (полный комплект типографских литер определенного рисунка)2. Существование печатного алфавита, во всяком случае доступного для восприятия читателем, без шрифта немыслимо3. Очевидно, что у каждого графического рисунка есть автор и само определение шрифта неизбежно ставит вопрос об авторстве этого рисунка.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения графики и дизайна. Несомненно, что шрифт представляет собой произведение графики, причём как в отношении конкретной буквы, так и в отношении набора литер в целом. Поскольку понятие «дизайна» в законодательстве не раскрыто, а словоупотребление его ещё не имеет устоявшегося значения, и под ним можно понимать как порядок расстановки мебели в помещении, так и внешний вид любой вещи, можно признать шрифт также «произведением дизайна», как бы дико с точки зрения русского языка это ни звучало4.

При такой трактовке шрифт оказывается обычным объектом авторского права, на него распространяются все требования о необходимости наличия договора на использование и воспроизведение шрифта в печатных изданиях. В целом, с этим можно согласиться: издательства и типографии должны платить авторам за разработанные ими шрифты (гарнитуры) или разрабатывать собственные.

Однако развитие техники обусловило столь широкое распространение сферы использования печатных средств, что по сути дела шрифт превратился в алфавит. Множество людей в своей повседневной практике уже не пишут тексты «от руки», а пользуются для этого персональными компьютерами. Автору данного текста приходится использовать ручку только для того, чтобы поставить подпись на документе, распечатанном на принтере. И хотя в сознании мы используем по-прежнему алфавит, перед своими глазами мы видим теперь не рукописный текст, а набор букв, исполненных в виде определённого шрифта, когда-то разработанного каким-то художником. Более того, из-за того, что, как мы писали выше, наш алфавит невозможно представить себе в печатном виде вне какого-либо шрифта, получается, что мы не можем написать что-либо на компьютере, а тем более — распечатать на принтере, не затрагивая чьих-то авторских прав.

Ситуация осложняется и ещё некоторыми обстоятельствами. Шрифты в существующих операционных системах — это не просто набор знаков, которые мы можем произвольно изменять. Каждый шрифт представляет собой небольшую программу, которая, например, в Microsoft Windows XP устанавливается в определённую папку («Fonts»). Таким образом, шрифт становится объектом авторского права не только в качестве произведения графики, но и в качестве программы для ЭВМ. Наконец, ввиду некоторых правовых проблем в США (о которых ниже), производители шрифтов стали регистрировать их в качестве торговых знаков, что ещё раз «закрепляет» права правообладателя на шрифт уже на уровне охраны промышленной собственности.

Например, всем известный и столь любимый университетскими кафедрами шрифт Times New Roman является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей «The Monotype Corporation» (США)5.

В лицензии на операционную систему Windows XP ни слова не сказано относительно передачи прав на шрифты. Достаточно туманно описывается этот вопрос и на официальном сайте Microsoft («...шрифты лицензируются у их производителей...»). В любом случае шрифты, поставляемые вместе с операционной системой или любыми программными продуктами Майкрософт могут быть использованы только в этих программах6. Однозначно незаконно использование шрифта «Verdana», права на который принадлежат Майкрософт, при просмотре документов, скажем, в программе «Консультант Плюс», если эта программа используется вне операционной системы «Windows», например, через соответствующие эмуляторы, в Linux. В отношении шрифтов иных производителей Майкрософт подчёркивает, что лицензия не предоставляет прав на сублицензирование, и для использования в каждом конкретном случае необходимо обращаться к производителю шрифта. Соответственно, воспользоваться всё тем же шрифтом «Times New Roman» можно только после получения согласия его правообладателя.

Из-за этих проблем создатели операционной системы «Red Hat Enterprise Linux» или «Fedora»7 были вынуждены заключить договор о приобретении прав на шрифты, внешне сходные с Times New Roman (в настоящее время эти шрифты доступны под названием «Liberation»). Компания «SourceForge», разрабатывающая элементы операционных систем и программного комплекса «Openoffice.org»8, пошла по другому пути, разработав собственные шрифты, которые доступны для использования по лицензии «OFL» - open font licension, открытая лицензия на шрифт, допускающая его бесплатное использование, модификацию и распространение. Внешне эти шрифты (они именуются «Linux Libertine Open fonts»9) также отдалённо похожи на распространённые Arial и Times New Roman, но, видимо, их авторы нашли способы внести в них какие-то отличия от обычных буквенных рисунков.

Как мы видели выше, названия многих шрифтов зарегистрированы в качестве торговых марок. Это касается наиболее известных шрифтов, таких как «Times New Roman», «Palatino Linotype», «Arial», «Courier» - все эти торговые марки принадлежат компании «Monotype Corporation» (США)10. Регистрация гарнитуры в качестве торгового обозначения неслучайна. Дело в том, что в отличие от российского законодательства п/п «e» ст. 202.1 Code of Federal Regulation США11 прямо исключает из числа объектов авторского права (copyright) шрифты, а п/п «a» той же статьи исключает также варианты типографских орнаментов, буквенных оформлений и расцветок. Следует отметить, что такое решение не снимает проблемы использования шрифтов в компьютерных программах, в которых, как мы видели ранее, шрифты представлены не просто набором знаков, а в виде своего рода программных продуктов, а последние из числа объектов авторского права американским законодательством не исключены.

Представляется, что исключение как шрифтов, так и программ для их отображения и хранения из числа охраняемых законом объектов интеллектуальной собственности является разумным с точки зрения баланса частных и публичных интересов. В противном случае все пользователи шрифтов оказываются в зависимости от пожеланий автора шрифта, который вправе, например, запретить использовать его для определённых документов или книг, ограничивать с их помощью использование программ конкурентов. Тем более, что действующее законодательство и в настоящее время особым образом регулирует использование объектов авторского права в зависимости от использованного при его изготовлении шрифта. В соответствии с п/п 6 п. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса  РФ без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается некоммерческое воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом.

Не исключен и такой вариант регулирования использования шрифтов, как их стандартизация. В настоящее время действует только один государственный стандарт, определяющий написание шрифтов - ГОСТ 2.304-81. «Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 № 1562) в ред. от 22.06.2006. Как видно из наименования стандарта, он касается только чертёжных шрифтов, которые, конечно, использовать в обычной практике сложно. Включение шрифтов в технический регламент в соответствии со ст. 44 Федерального закона «О техническом регулировании»12 позволило бы превратить их в общедоступный объект. Как указывает Я.Е. Парций в комментарии к упомянутому закону, «технический регламент не является объектом авторского права, поскольку относится к официальным документам»13.

Для организаций можно рекомендовать более широкое внедрение в свою практику шрифтов с OFL, дабы избежать претензий правообладателей коммерческих шрифтов. В настоящее время существует немало таких гарнитур, распространяющихся бесплатно, например, интересный и красивый шрифт Old Standart14, включающий не только обычную кириллицу, но и знаки дореволюционной орфографии, греческие, латинские, латинские и многие другие знаки, в том числе диакритические. К сожалению, внедрение осложняется как низкой правовой культурой пользователей, которые не привыкли платить за программное обеспечение вообще, не говоря уже о шрифтах, так и техническими проблемами. Например, текст, напечатанный таким шрифтом в документе, будет «читаться» пользователем на другом компьютере только в том случае, если на нём установлен этот же шрифт. В противном случае, вместо текста можно увидеть вот такие значки: ‫.

Конечно, производители и продавцы шрифтов могут выступать против как OFL, так и против непризнания за шрифтами свойств объектов авторского права. Однако необходимо учитывать, что речь идёт в первую очередь о распространённых, общедоступных шрифтах, которые необходимы теперь каждому пользователю персонального компьютера. Стандартизация таких шрифтов совсем не исключает возможности художников создавать новые шрифты, конечно, с возникновением у них прав на эти новые объекты в общеустановленном порядке.

Пока же, если пользователь желает легально работать с распространёнными шрифтами, ему придётся приобретать лицензию на них у правообладателя. Например, лицензия на 5 компьютеров с 1 подключённым к нему принтером на шрифт Times New Roman Cyrillic обойдется ему в $ 24, а специально разработанные шрифты дизайнерской студии А.Лебедева стоят от 850 рублей.

По нашим подсчётам, из 246 претензий, опубликованных на сайте студии А.Лебедева, 99 относятся к незаконному использованию шрифтов.


Цитаты приведены с сайта http://slovari.yandex.ru.

3Для «восприятия» текста ЭВМ важен не шрифт, а последовательность введённых кодов. Эти коды отображаются на экране в зависимости от установленного шрифта пользователя.

4Заметим, что ранее суды последовательно отказывали в признании исключительного права на «произведения дизайна» - см., напр., Постановление ФАС Московского округа от 22.08.2006 № КГ-А40/7631-06 по делу № А40-23428/04-51-319 // СПС «Консультант Плюс».

Такая информация сообщается на сайте компании «Паратайп» (http://www.paratype.com/fstore/fonts/Times-New-Roman-Cyrillic.htm), на сайте компании «Майкрософт» утверждается, что лицензию на шрифт Times New Roman выдаёт компания «Ascender corporation» (http://www.microsoft.com/typography/fonts/font.aspx?FID=9&FNAME=Times%20New%20Roman).

7Операционные системы, разработанные на базе Linux и распространяемые бесплатно.

8Полный аналог Microsoft Office, но распространяемый бесплатно.

http://sourceforge.net/projects/linuxlibertine.

http://www.paratype.com/.

12СЗ РФ. 2002.№ 52 ч. 1. Ст. 5140.

13Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании». Подготовлен для СПС «Консультант Плюс» // СПС «Консультант Плюс».

Скачать его можно по адресу: http://www.thessalonica.org.ru/ru/index.html.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 812 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.