Юридическое бюро Юрьева обжаловало закон Санкт-Петербурга об отчётности за движение средств по специализированному счёту для сбора средств на капитальный ремонт.

Это дело касается всех домов в Санкт-Петербурге, которые выбрали накопление средств на капремонт на собственных счетах, а не передали их в управление Региональному оператору.

Согласно этому закону отчётность по движению средств на счетах должна представляться в Государственную жилищную инспекцию в электронном виде, заверенная квалифицированной электронной подписью.
Между тем согласно федеральному закону, требовать подписания документов квалифицированной электронной подписью можно только в случаях, предусмотренных либо федеральным законом либо договором.
В декабре 2016 г. материалы о незаконности введения дополнительного требования были направлены в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, однако никаких решение по этому поводу принято не было. Между тем введение этого требования накладывает на и без того худые бюджеты ТСЖ и ЖСК города дополнительное обременение в виде платежей за выпуск электронной подписи и получение лицензий на программное обеспечение, позволяющее использовать эту подпись.
Ниже прилагается выдержка из административного искового заявления, поданного в Санкт-Петербургский городской суд. Рассмотрение дела назначено на 11:00 21 марта 2017 г. Все вопросы можно направлять на наш электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону 908-14-32.
 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействующим пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28 апреля 2016 года), принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, опубликованного на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 12.12.2013, Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, N 40, 23.12.2013, Вестник Администрации Санкт-Петербурга, N 1, 21.01.2014

 

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2016) в статье 4 предусматривает принципы использования электронной подписи, первым из которых (пункт 1) является право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Таким образом, федеральный закон закрепляет именно право, а не обязанность использования электронной подписи во всех случаях, кроме тех, когда требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования предусмотрено исключительно:

а. федеральными законами;

б. принимаемыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами;

в. соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Между тем, пунктом 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28 апреля 2016 года) предусмотрена обязанность лица, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в орган государственного жилищного надзора в электронной форме заверенные электронной подписью документы, подтверждающие сведения, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации.

Принятым на основании Закона Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 24 марта 2014 года N 20-р «Об утверждении Порядка ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, реестра специальных счетов, а также предоставления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет и на счет регионального оператора» также предусмотрена обязанность представления владельцем специального счета в Инспекцию в электронной форме заверенные электронной подписью документы, подтверждающие сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете (п. 15 указанного распоряжения).

В качестве электронной подписи должна использоваться усиленная электронная подпись, имеющая сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица, выданный удостоверяющим центром в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (п. 16 Распоряжения ГЖИ Санкт-Петербурга от 24 марта 2014 года N 20-р).

Однако Закон Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28 апреля 2016 года) не является федеральным законом.

Также Закон Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи", исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Между тем, Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" не закреплено, что требование об использовании электронной подписи может быть предусмотрено другим нормативным правовым актом, в том числе законом субъекта Российской Федерации. В данном случае Законодательное собрание вышло за пределы своих полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Санкт-Петербурга, Регламентом и иными юридическими актами Собрания. Законодательное собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения и в пределах полномочий Санкт-Петербурга, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Санкт-Петербурга и предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга в пределах полномочий Санкт-Петербурга. Так, установление требований обязательности электронной подписи не относится ни к предметам ведения совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга (ст. 11 Устава Санкт-Петербурга), ни к предметам ведения Санкт-Петербурга (ст. 12 Устава Санкт-Петербурга).

Соглашения между ЖСК и ГЖИ о применении электронной подписи в порядке п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об электронной подписи" для подписания документов, подтверждающих сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете, заключено не было.

Следовательно, обязанность использовать электронную подпись для подписания документов, подтверждающих сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете отсутствует. Таким образом, ЖСК как владелец специального счета имеет именно право (а не обязанность) использовать электронную подпись для подписания указанных выше документов наравне с правом подписывать их обычной подписью.

Из изложенного усматривается, что Закон Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28 апреля 2016 года) противоречит Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2016).

Между тем согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Противоречие Закона Санкт-Петербурга от 4 декабря 2013 года «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 28 апреля 2016 года) нарушает следующие права, свободы и законные интересы ЖСК-185.

ЖСК-185 в лице председателя правления ЖСК-185 является владельцем специального счета, следовательно, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, которым нарушены и нарушаются его права, свободы и законные интересы;

ЖСК-185 как владелец специального счета ежеквартально привлекается и будет привлекаться и далее к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа за не предоставление в государственный орган, осуществляющий государственный надзор, сведений, представление которых предусмотрено законом, несмотря на то, что ЖСК-185 своевременно представляет необходимые документы, заверенные обычной подписью председателя ЖСК-185 Бусел Л.Н. в соответствии с решением Общего собрания членов ЖСК-185 и собственников помещений многоквартирного дома № 16 по пер. Альпийскому, 16 в городе Санкт-Петербурге по 10-му вопросу повестки дня, принятому единогласно, которым было постановлено «Не приобретать ключ электронной подписи», и печатью кооператива, на бумажных носителях. Все направляемые ЖСК сведения о взносах на капитальный ремонт IV квартал 2014 года, I квартал 2015 года, II квартал 2015 года, III квартал 2015 года, IV квартал 2015 года, I квартал 2016 года, II квартал 2016 года, III квартал 2016 года, IV квартал 2016 года, I квартал 2017 года были приняты ГЖИ.

Таким образом, ЖСК-185 является лицом, в отношении которого неоднократно применен противоречащий федеральному закону нормативный правовой акт, в результате чего ЖСК-185 неоднократно привлекался к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа.

«Возможность представления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете в иной форме (бумажной) не предусмотрена в Законе Санкт-Петербурга от 11.12..2013 № 690-120, в Порядке ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете реестра специальных счетов, а также представления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет и на счет регионального оператора, утвержденном Распоряжением ГЖИ Санкт-Петербурга от 24.03.2014 № 20» - указал мировой судья участка № 191 Санкт-Петербурга в постановлении по делу № 5-136/2016-191 от 07 июня 2016 года, привлекая ЖСК-185 к административной ответственности за неиспользование электронной подписи, сославшись на Закон Санкт-Петербурга от 11.12..2013 № 690-120.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.