По сложившейся судебной практике арбитражные суды не принимают заявления Федеральной налоговой службы о признании юридических лиц банкротами по упрощенной процедуре (как отсутствующего должника).
На основании п.1 ч.1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса  такие заявления возвращаются заявителю как неподсудные арбитражному суду.
 Рассмотрим три аналогичных постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 года. 
 По делу № А56-6579/2007 Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа установил, что Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании Общества с ограниченной ответственностью несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре как отсутствующего должника. Суд возвратил заявление за неподсудностью. Определение суда первой инстанции было оставлено без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Федеральная налоговая служба подала кассационную жалобу в Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа и просила отменить судебные акты нижестоящих инстанций. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал, что Определение и Постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы оставил без удовлетворения по следующим причинам.
 Обращение в суд с заявлением по упрощенной процедуре Федеральная налоговая служба  обосновывала тем, что Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) фактически прекратило свою деятельность, местонахождение его неизвестно, открытые счета в кредитных организациях отсутствуют, имеется задолженность по обязательным платежам в бюджеты. Установив данные доводы и оценив их, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Общество отвечает признакам недействующего юридического лица, предусмотренным ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц по решению самого регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом о регистрации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа подчеркнул, что арбитражный суд может принять заявление о применении процедуры банкротства только в том случае, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра юридических лиц не принято ввиду поступления возражений на основании ст.21.1. Закона о регистрации от самого юридического лица, его кредиторов или любых иных лиц, чьи права затронуты подобным решением; либо когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра признано судом недействительным. Во всех иных случаях юридическое лицо исключается из реестра юридических лиц на основании решения регистрирующего органа. Установив, что регистрирующий орган подобного решения не принимал, а обстоятельства, препятствующие принятию такого решения, отсутствуют, суд первой инстанции правомерно возвратил заявление Федеральной налоговой службе. 
 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отклонил довод жалобы Федеральной налоговой службы о том, что судебная процедура банкротства необходима по причине наличия у общества задолженности перед бюджетами. Суд кассационной инстанции указал, что процедура исключения из реестра юридического лица является специальным способом прекращения его деятельности, не связанным с его ликвидацией. В связи с этим, п.4 ст. 61 Гражданского кодекса российской Федерации, согласно которому при недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех его кредиторов требуется проведение процедуры банкротства, в данном случае применению не подлежит. Следовательно, препятствия для исключения недействующего юридического лица из реестра отсутствуют.
 Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что в соответствии с п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 года № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц» одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу ст. 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями п.1 и п.3 ст. 21.1 Закона о регистрации Федеральной налоговой службы должно представлять доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества ликвидируемой организации, за счет которого будут покрываться расходы по делу о банкротстве и гаситься задолженность перед публичным образованием, от имени которого действует Федеральная налоговая служба (перед Российской Федерацией). Поскольку Федеральная налоговая служба не представила доказательств, обосновывающих обнаружение такого имущества, данное обстоятельство является дополнительным (помимо наличия иной процедуры прекращения деятельности) основанием для возврата заявления о признании Общества банкротом.
 Аналогичная аргументация была использована так же в Постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делам № А56-668/2007 и № А56-7046/2007 от 21 сентября 2007 года (Определения суда первой инстанции и Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда о возврате заявления Федеральной налоговой службе так же были оставлены без изменения).
 Таким образом, в настоящее время сложилась практика, согласно которой фактически недействующее юридическое лицо подлежит исключению из реестра юридических лиц только на основании решения регистрирующего органа (которым выступает сама налоговая инспекция Федеральной налоговой службы по месту регистрации юридического лица), исключений из данного положения всего два, и они прямо названы в Законе о регистрации (решение о прекращении юридического лица признано судом недействительным или оспорено в течение трех месяцев со дня опубликования в местных органах печати). Между тем, налоговые инспекции редко идут на подобный административный порядок прекращения деятельности юридических лиц, предпочитая менее затратный и более быстрый способ ликвидации через судебные органы. Госпошлина Федеральной налоговой службе не уплачивается, кроме того, если по истечении 3 месяцев для подачи возражений на решение об исключении юридического лица из реестра будут выявлены заинтересованные лица, дело будет подлежать рассмотрению в суде, что приведет к лишней потере времени. Фактически, Федеральная налоговая служба пытается переложить трудности, связанные с процедурой прекращения деятельности юридического лица, на суд. Однако теперь подобные заявления о ликвидации путем признания несостоятельным (банкротом) возвращаются судом заявителю.

Ирина Митина, ООО «Юридическое бюро Юрьева»



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.