Когда-то, в студенческие годы, мне приходилось сдавать экзамен по римскому праву нынешнему Председателю Правительства РФ, тогда — доценту Юридического факультета СпбГУ, Д.А. Медведеву. Можно сказать, что теперь, по прошествии нескольких лет руководства собственной юридической компанией, я могу сделать небольшой доклад на его семинаре, посвящённом общему развитию экономики в нашей стране.

Тему этого семинара задал сам Д.А. Медведев, поставив вопрос о конкурентноспособности разных отраслей нашего хозяйства, о том, что западные рейтинги по многим параметрам ставят нашу страну на низшие ступени.

Оставим без внимания субъективность этих рейтингов, — этим было бы проще всё объяснить: они там сами на Западе нас снижают, чтобы конкурентов устранить. Такой подход малопродуктивен, — ведь тогда мы соглашаемся навсегда быть в конце рейтингов, — мы же не можем стать Западом. Лучше искать возможности подняться хотя бы на середину таблицы.

По роду деятельности нашей компании часто приходится консультировать своих клиентов по поводу условий ведения бизнеса за рубежом, налогообложения физических лиц в иностранных юрисдикциях и в России. Причём характерно, что мы умеем конкурировать не только с российскими компаниями, но и с иностранными, поскольку не чураемся работы с мелким и средним бизнесом, а также с физическими лицами. Наши услуги не очень-то нужны крупному бизнесу, зато про жизнь маленьких компаний, как в России, так и за рубежом мы знаем очень многое из собственной практики.

Так что же нужно делать сейчас, чтобы оказаться в международных рейтингах хотя бы не на последних строчках?

Направление первое — информационная открытость

Можно уверенно утверждать, что основу рейтингов удобства ведения бизнеса составляет очень простая вещь. Чтобы разобраться с налогообложением в Гоконге или Индии — нет нужды знать китайский или хинди, — достаточно читать по-английски. Всю информацию обо всех налогах во всех необходимых подробностях расскажут сайты налоговых ведомств этих стран. Конечно, у нас на nalog.ru тоже кое-что можно найти, но пока это всё в зачаточном состоянии, — в самом общем виде. Скажем, про НДФЛ на английской версии сайта можно можно узнать только то, что он платится по ставкам 13%, 9% и 35%. А между тем есть тысячи исключений из этих общих правил (например, когда они касаются авторов произведений, лиц с иждивенцами и т.п.).

Направление второе — здоровый консерватизм

Самым ярким примером ужаса бизнеса перед реформами является заявление РЖД о прекращении продажи билетов на все поезда после 26 октября 2012-го года в связи с рассмотрением Государственной Думой вопроса о переводе часов. Ежегодно вносятся тысячи предложений по изменению законопроектов, и любой из них может грозить гибелью целым отраслям экономики. Непредсказуемость — это условия деятельности любого предприятия, но эта непредсказуемость должна касаться только рыночных условий, а не поведения регуляторов. Нам особенно хорошо знакомо это состояния на рынке юридических услуг, где год от года муссируется вопрос о прекращении существования юридических фирм, не входящих в адвокатуру. Под давлением адвокатского сообщества делается попытка устранить основных конкурентов — юристов-неадвокатов, а между тем это давно сформировавшаяся отрасль российской экономики, значительно превышающая по оборотам саму адвокатуру. Откуда могут быть серьёзные инвестиции (например, с выходом на IPO, как это уже практикуется в Австралии и в Великобритании) в юридические фирмы, если никто не может предсказать, что будет с ними завтра? Введут обязательную адвокатуру — как в Беларуси с января 2012-го года и оставят переходный период полгода, как на вступление в СРО строителям и проектировщикам?

Нужны твёрдые гарантии в первую очередь малому и среднему бизнесу — и российскому, и иностранному: если уж вы занялись каким-то бизнесом, то его не отберут только потому что кто-то завтра решит переводить стрелки.

Направление третье — упрощение процедур

Мелкий и средний бизнес становится всё более мобильным. Мы сами имеем у себя в штате людей, расположенных в разных государствах, работающих в тысячах километров друг от друга. Мы уже практически не пользуемся офисом, благодаря чему не знаем никаких проблем с пресловутыми «пожарниками» и местными властями. Вступление в ВТО даёт нам ещё большие возможности в плане работы с зарубежными клиентами, которым пока ещё сложно отправлять деньги в Россию за наши услуги.

Но при этом мобильность становится и проблемой для государства. Государство должно создавать удобные условия для ведения бизнеса, — эта фраза довольно банальная, но как трудно её реализовать! Больше того, все последние годы государство только и делает, что закрывает удобные условия для ведения бизнеса в России.

Посмотрите, что нужно для создания компании в Новой Зеландии? Всё, что нужно — это банковская карточка, с которой нужно заплатить налог за регистрацию. Нет необходимости ни появляться у нотариуса, ни сдавать документы в налоговую инспекцию, ни искать этот фиктивный юридический адрес, ни резидента-руководителя (как, например, в Сингапуре). Не нужны никакие юридические фирмы, через которые обычно у нас регистрируются компании. На сайте правительства надо заполнить определённые формы, заплатить через интернет налог и через несколько часов — фирма уже существует.

Что же у нас? В борьбе против отмывания денег и мошенников с НДС государство ударилось в совершенно противоположную сторону. Чтобы зарегистрировать фирму — первое, что должен сделать руководитель — найти юридическую фирму, которая подготовит ему документы (ибо с первого раза их не заполнить даже юристу, не специализирующемуся на регистрации), физически пойти к нотариусу и подписать у него документы, которые затем направить в налоговый орган. Налоговый орган выдаст свидетельство о регистрации, которое не несёт никакой информации, кроме той, которая общедоступна на сайте nalog.ru, но с упорством, достойном лучшего применения, все банки, монополисты и прочие структуры требуют предоставления копии этой бумажки, а также устава и прочих сопутствующих документов. Значит, кто-то должен их получить, чтобы потом отнести в банк, который откроет расчётый счёт. Получается, что в России для создания юридического нужно как минимум три физических контакта с разными органами, не считая ещё решения проблемы с юридическим адресом. Если всё это попытается сделать человек, не владеющий русским языком, — это превратится в непреодолимую стену, потрясающую иностранцев своим неимоверным бюрократизмом, очередями: от нотариусов, у которых придётся подождать не менее часа, до налоговых инспекций, в некоторых из которых — не будем уж говорить о конкретных адресах — выписки из ЕГРЮЛ готовятся неделю.

Внедрение электронных подписей не слишком-то спасает ситуацию. Чтобы получить электронную подпись надо пройти примерно тот же путь (нотариус-удостоверяющий центр), да ещё и каким-то образом получить ИНН, который, между прочим, даже не у всех российских граждан есть в наличии: его не имеет большинство пенсионеров, не работающие, а также есть большие группы людей, не принимающих его по религиозным соображениям. К тому же электронная подпись, вопреки здравому смыслу, оказалась раздробленной на множество «подписей», которые не подходят в разных ситуациях. Для отчётности перед налоговой инспекцией нужна одна подпись, для участия в торгах на площадке Сбербанка — другая, на площадке госзакупок — третья. За отдельную (повышенную) плату можно купить подпись со всеми этими функциями.

Владельцу электронного магазина незачем заниматься всеми этими сложностями. Он просматривает через Интернет предложения юрисдикций и в два щелчка выбирает самые выгодные и удобные. России на самом деле есть что ему предложить: упрощённая система налогообложения с 6 % с оборота плюс 9-15 % налог на дивиденды — это одно из наиболее выгодных предложений на мировом налоговом рынке, даже, по состоянию на 2012-й год — самое выгодное (если не считать налоговые льготы для потоков из-за рубежа, которые во многих странах, например, в Эстонии, вообще не облагаются налогом).

Что же мешает среднестатистическому владельцу микроскопического магазина по продаже собственной музыки из какой-нибудь Австралии зарегистрировать свою фирму в России?

Первое — это вышеописанные три физических контакта, которые ему нужны для того, чтобы получить счёт и начать бизнес.

Второе — необходимость ведения бухгалтерии (в России она вводится новым законом о бухгалтерском учёте с 1-го января 2013-го года). Зачем? Ради чего? Кто от этого выиграет? Уму не постижимо, но это факт: вместо обычных книг доходов и расходов компании, находящиеся на упрощённом режиме налогообложения, должны будут вести полноценную бухгалтерию. Для многих стоимость ведения этой документации будет сопоставима со штрафом, который накладывается за её отсутствие (10000 рублей), поэтому, надо думать, многие просто проигнорируют это требование, но иностранцу это не объяснишь. Наём бухгалтера для отчётности — это ещё одна статья, которую он просто не захочет добавлять себе в расходы. А без бухгалтера обойтись уже невозможно. Когда вводили повышенные ставки социальных налогов, введение которых ещё можно объяснить государственными интересами, но ведь параллельно, «под шумок» прошла ещё одна реформа — в ходе которой отчётность для «упрощенцев» увеличили в несколько раз. Она раздробилась на несколько фондов, и превратилась из ежегодной в ежеквартальную. Вопрос «зачем» — можно даже не ставить. Этого не могут объяснить даже сотрудники этих внебюджетных фондов, заваленные бумагами.

Надо, наконец, понять, что ведение бухгалтерии — это личное дело компании, которая находится на упрощённой системе налогообложения, особенно, если речь идёт о налоге с оборота (6%). Налоговая инспеция не сможет ничего доначислить такой фирме, если со всех поступлений уже заплачено 6 %.

Третье — невозможность заполнить формы на английском языке, да и на русском языке без привлечения специалиста. Посмотрим на эти формы непредвзято. Сколько раз нужно повторить название юридического лица? В «минимальной комплектации» — с одним учредителем — четыре раза. А как заполнять эти квадратики, в которые надо вписывать, например, почтовый индекс? Почему нельзя сделать это просто текстом? А как заполнять пункты 2.3.4 и 2.3.5 Заявления о государственной регистрации юридического лица, если оно регистрируется в Москве или Санкт-Петербурге (там после субъекта РФ указано также «город» и «населённый пункт»). А как угадать таинственные цифры непонятно, кому нужного ОКВЭД?

Почему само заявление нельзя сделать в виде простого опросника на сайте той же налоговой службы, с оплатой в конце счёта через банк или обычной пластиковой картой? Можно же сделать эту регистрацию даже дороже в четыре раза (вместо 4000 рублей — 16000), но при этом устранить из этого процесса нотариуса и многочисленные юридические конторы по сопровождению процесса регистрации: владельцы компаний только выиграют. Желающим можно предложить ходить по старинке к нотариусам.

А когда это всё будет в электронной форме — ничего не стоит сделать форму на английском языке. Название компании уж переведут с помощью электронных переводчиков, свои имена-фамилии пусть вписывают и без транскрипции. Нам-то что, — главное, чтобы налоги работали и налоги платили в российский бюджет.

Надо понимать, что в период «экономики услуг» на первое место выходит скорость оказания услуги и её доступность через Интернет. Именно по этим параметрам нас оттесняют вниз в рейтингах. Наше, российское, вполне конкурентноспособное предложение оказывается внизу списков именно потому, что о нём, во-первых, никто не знает, во-вторых, никто не может воспользоваться без громоздких процедур, а, в-третьих, оно оказывается очень дорогим.

 

Генеральный директор Юридического бюро Юрьева, juryev.ru Родион Николаевич Юрьев



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.